Для ведения коммерческой деятельности на данный момент юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в обязательном порядке необходимо соответствующим образом регистрироваться.

Аналогичным образом обстоит дело в случае необходимости проведения ликвидации. Подобная процедура имеет свои особенности и может проводиться добровольно.

Что это такое

Сегодня юридическому лицу для начала ведения определенной деятельности необходимо будет в обязательном порядке соответствующим образом зарегистрироваться. Процедура данная осуществляется в соответствии с определенным регламентом.

Если же предприятия по каким-либо причинам свою деятельность решило прекратить – необходимо будет выполнить данную процедуру в соответствии с установленным на законодательном уровне регламентом.

Регистрация проводится путем внесения соответствующих записей в специальный реестр юридических лиц. Аналогичным образом обстоит дело в случае, если осуществляется добровольная ликвидация.

Потребуется сделать соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Фактически, под ликвидацией юридического лица, индивидуального предпринимателя и понимается внесение правок в данный реестр.

При этом следует помнить, что при реализации данной процедуры юридическое лицо утрачивает свою гражданскую правоспособность.

Решение о добровольной ликвидации может быть принято:

  • учредителем юридического лица;
  • собрание учредителей – если по какой-то причине их несколько и все они имеют равные права.

При этом многое зависит именно от правовой формы организации конкретного предприятия. В зависимости от этого момента возникают различного рода нюансы.

Например, проведение добровольной ликвидации акционерного общества возможно только в случае, если данное решение будет одобрено не менее, чем ¾ голосов собрания учредителей. В противном случае добровольную ликвидации осуществить будет попросту невозможно.

Следует помнить, что для добровольной ликвидации должны быть существенные основания. В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные вопросы со стороны различных контролирующих органов.

В первую очередь это касается именно налоговой инспекции. Основанием для ликвидации юридических лиц на данный момент чаще всего является следующее:

  • утрата интереса собственников к ведению бизнеса в данной сфере – нередко причиной также становится невозможность продать сам бизнес;
  • убыточность ведения хозяйственной и экономической деятельности в выбранном направлении;
  • срок, в течение которого организация должна существовать в соответствии с официальными документами, окончился;
  • цели, для достижения которых была создана организация, были достигнуты;
  • имеют место чистые активы в акционерном обществе или ООО.

Множество нюансов самого процесса ликвидации связано, прежде всего, с формат ведения деятельности предприятия. Перед началом проведения добровольной ликвидации необходимо будет в обязательном порядке заранее ознакомиться со всеми ними.

Так можно будет избежать большого количества различных затруднений. Добровольная ликвидация предприятия банкрота осуществляется по решению также акционеров, учредителей.

Пошаговая инструкция

Добровольная ликвидация ОАО регламентируется специализированными законодательными нормами. Имеется установленный законодательно алгоритм проведения подобной процедуры. Необходимо будет в обязательном порядке следовать ему.

В противном случае возможны проблемы с контролирующими органами. Так как нередко путем ликвидации предприниматели, бизнесмены стараются избежать необходимости осуществлять уплату налоговых сборов.

Основными этапами проведения ликвидации рассматриваемого типа являются следующие:

  • принятие решения о проведении ликвидации;
  • регистрирующие орган уведомляется о начале проведения данной процедуры;
  • все государственные фонды уведомляются о начале ликвидационной процедуры;
  • кредиторы уведомляются;
  • формируется ликвидационная комиссия и осуществляет все необходимые действия;
  • производится взыскание дебиторской задолженности;
  • осуществляются расчеты с работниками;
  • выплачиваются в бюджет все налоги в течение периода ликвидации предприятия;
  • налоговыми органами проводится специальная проверка;
  • составляется и в последствии утверждается промежуточный баланс;

  • все требования кредиторов удовлетворяются;
  • производится закрытие счетов в банках;
  • осуществляется государственная регистрация ликвидации юридического лица;
  • предприятие снимается с учета в различных внебюджетных фондах;
  • проводятся заключительные операции по ликвидации предприятия.

Каждый этап имеет свои особенности, а также большое количество нюансов. При этом регламентируется законодательством. Наиболее существенным действием является принятие решения о проведении ликвидации.

На обсуждение при проведении собрания акционеров обязательно должны выноситься следующие вопросы:

  • принимается решение по поводу осуществления дано процедуры;
  • осуществляется назначение ликвидационной комиссии;
  • определяются порядки, а также сроки проведения ликвидации.

После формирования ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по осуществлению управления рассматриваемого типа процедурой. При этом каких-либо законодательных норм, регулирующих работу данного органа, попросту не существует.

Тем не менее ликвидационная комиссия должна осуществлять все действия только в рамках законодательства. Также в некоторых случаях ликвидационная комиссия может состоять всего из одного человека.

Важно соответствующим образом уведомить регистрирующий орган о начале проведения ликвидации. Для этого необходимо будет представить в него следующие документы:

  • специальную форму-уведомление Р15001 – подпись на данном документе обязательно должна быть удостоверена нотариально;
  • уведомление о составлении специальной ликвидационной комиссии по форме Р15002 – подпись удостоверяется соответствующим образом;
  • протокол проведения общего собрания о назначении ликвидационной комиссии.

Законодательно установлена необходимость оповещать фонды о начале ликвидационного мероприятия. Данный момент устанавливается на законодательном уровне.

Основанием для этого является Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.09 г. «О страховых взносах». Подобное уведомление должно иметь место в течение 3 дней с момента принятия соответствующего решения.

Уведомление кредитором о начале ликвидации предприятия отражается в специальном журнале «Вестник государственной регистрации».

Объявление о начале данной процедуры должно обязательно включать в себя следующие данные:

  • полное наименование конкретного юридического лица, которое по какой-либо причине должно быть ликвидировано;
  • номер регистрации в ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • адрес фактического расположения предприятия;
  • полные сведения о самой процедуре ликвидации (основания, иное);
  • данные для заявления требований кредиторами.

Ликвидационная комиссия в обязательном порядке должна осуществлять ведение определенной деятельности в соответствии с составленным ей планом. Причем имеется перечень стандартных действий, выполнение которых строго обязательно.

К таким относится следующее:

  • проведение инвентаризации;
  • составление специального документа с информацией о активах предприятия;
  • проведение сбора информации о лицах, имеющих право на получение имущества предприятия;
  • формируется специальная характеристика предприятия на дату проведения ликвидации;
  • весь персонал в обязательно порядке увольняется в соответствии с законодательными требованиями;
  • выявление всех предприятий, которые являются учредителями и вывод их из состава;
  • сверка расчетов с федеральными, а также территориальными платежами;
  • оценка и последующий анализ дебиторской задолженности;
  • оценка и анализ кредиторской задолженности;
  • устанавливается порядок реализации имущества предприятия;
  • определяется предварительное определение порядка расчетов;
  • подготавливаются документы для подачи в единый государственный реестр с целью исключения из него.

Какие необходимы документы

Для реализации процедуры добровольной ликвидации необходимо будет оформить достаточно большое количество различных документов. Перечень их устанавливается на законодательном уровне.

Необходимо будет в обязательном порядке ознакомиться с верно составленными образцами. Так можно будет избежать большого количества всевозможных ошибок.

На каждом отдельном этапе необходимо будет собрать отдельный пакет документов. Для обращения в «Вестник государственной регистрации» необходимо будет собрать следующий пакет документов:

  • специальный бланк-заявка – необходимо наличие печати предприятия;
  • копия решения о проведении ликвидации, а также назначении ликвидационной комиссии;
  • платежный документ, а также платежный ордер;
  • сопроводительное письмо;
  • доверенность – если представление всех документов осуществляется третьим лицом.

Обязательно составление промежуточного ликвидационного баланса. Формат его на законодательном уровне не установлен. Потому его составляют обычно в формате обычного бухгалтерского баланса.

Как составить решение, его образец

Обычно решение о ликвидации юридического лица представляет собой протокол собрания всех учредителей. При отсутствии опыта проведения подобных собраний и составления документов необходимо будет ознакомиться с верно составленным образцом.

Данный документ обязательно включает в себя следующие основные разделы:

  • наименование;
  • дату составления;
  • полный перечень участников собрания (отражаются Ф.И.О. и иные реквизиты);
  • указывается председатель и секретарь собрания;
  • обозначается повестка дня;
  • указывается конечное решение собрания.

Особенности добровольной ликвидации банка

Ликвидация некоторых предприятий имеет некоторое количество особенностей. В первую очередь это касается именно банков. Процедура ликвидации осуществляется стандартным образом. Но при этом имеются дополнительные этапы выполнение которых строго обязательно.

К таким этапам сегодня относятся следующие:

  • осуществляется открытие счета в ЦБ РФ – на него должен быть переведен весь капитал;
  • все документы для ликвидации должны быть представлены в ЦБ РФ;
  • очередность процедуры удовлетворения требований кредиторов устанавливается ст.№64 ГК РФ;
  • обязательно проводится проверка ИФНС.

Кредитной организации

Существует большое количество особенностей, связанных с проведение ликвидации кредитной организации. В первую очередь это касается самой возможности осуществления данной процедуры.

Добровольная ликвидация КО возможна только в случае выполнения следующих условий:

  • находящегося в собственности компании имущества будет достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов;
  • бухгалтерия полностью прозрачна, какие-либо серьезные нарушения отсутствуют;
  • все действия предприятия полностью законны.

При невыполнении хотя бы одного из обозначенных выше требований ликвидация на добровольной основе будет попросту невозможна.

Какие имеет плюсы

Процедура добровольной ликвидации имеет свои положительные моменты. В первую очередь это касается следующего:

  • возможно избежать различного рода претензий со стороны государства и кредиторов;
  • сроки, денежные затраты на проведение подобной ликвидации являются не существенными;
  • учредители самостоятельно могут решить на каких условиях осуществить процедуру рассматриваемого типа.

Процедура проведения добровольной ликвидации имеет большое количество самых разных особенностей.

Во избежание возникновения различных проблем стоит со всеми ними ознакомиться заблаговременно. Только так можно будет избежать проблем с контролирующими органами, законом.

Видео: Ликвидация предприятия