При регистрации ОАО учредители могут столкнуться с некоторыми вопросами – какие документы нужны, как правильно оформить процедуру регистрации, какое выбрать название для организации и по какому адресу зарегистрировать. Сегодня мы рассмотрим все возникающие вопросы и многие другие нюансы более подробно.

Какие документы необходимы

Для регистрации в налоговый орган необходимо подать следующий пакет документации:

  • заявление по форме Р11001;
  • протокол общего собрания о создании ОАО;
  • учредительную документацию;
  • квитанцию об уплате госпошлины;

  • документ, который подтверждает статус учредителя (в случае, если он является иностранным юридическим лицом).

Учредительная документация ОАО должна быть подана в двух экземплярах, если пакет бумаг подается заявителем путем личного визита в налоговый орган или посредством почтового отправления.

Если документация отправляется в электронном виде, необходимо подать один экземпляр каждого учредительного документа.

Заявление по форме Р11001 можно получить:

  • в территориальном налоговом органе;
  • в электронном виде.

Независимо от способа получения бланка, следует правильно заполнить представленный документ в соответствии с правилами.

Также Федеральная налоговая служба предоставляет удобный онлайн-сервис, позволяющий быстро осуществить уплату государственной пошлины.

Порядок регистрации ОАО

Существует особый порядок регистрации открытого акционерного общества, который установлен действующим законодательством, в частности, 129-ФЗ от 08.08.2001 года “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Необходимо соблюдать процедуру и внимательно отнестись к заполнению заявления и сопутствующей документации.

Рассмотрим более подробно, как же необходимо регистрировать ОАО в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства.

Этап 1. Подготовительные процедуры

На первом этапе учредители, которые собираются открыть и зарегистрировать ОАО, определяются с названием компании, расположением постоянно действующего исполнительного органа, составом акционеров общества, размером уставного капитала и распределением долей.

Более подробно о выборе наименования, а также о порядке подбора юридического адреса рассказано чуть ниже.

Этап 2. Подготовка учредительной документации

На втором этапе учредители общества начинают подготовку учредительных документов, в которых закрепляют основные положения, регулирующие деятельность организации.

Основным учредительным документом ОАО является Устав. При этом решение о создании действует с момента его подписания и до даты государственной регистрации юридического лица в налоговой инспекции. После этого его действие прекращается.

После окончания официальной процедуры и начала деятельности компании Устав вступает в свою законную силу.

Все требования к содержанию и основным положениям данного документа регламентируются статьей 11 Федерального закона “Об акционерных обществах”.

В Уставе должно быть отражено:

  • полное название организации;
  • сокращенное наименование компании;
  • официальное местонахождение действующего исполнительного органа (юридический адрес);
  • права и обязанности акционеров;
  • размер уставного капитала;
  • структура, количество, номинальная стоимость акций, а также их категория (обыкновенные или привилегированные);
  • порядок решения основных вопросов, возникающих в результате ведения деятельности открытым акционерным обществом;
  • данные о представительствах и филиалах.

Учредители ОАО вправе вносить собственные пункты и положения, суть которых не противоречит требованиям Федерального закона “Об акционерных обществах”.

Этап 3. Учредительное собрание

На данном собрании решаются вопросы:

  • создание организации и порядок ее регистрации;
  • заключение и подписание Договора о создании;
  • утверждение Устава;
  • назначение исполнительных органов.

Все решения, которые принимаются на собрании, должны быть отражены в протоколе общего собрания акционеров, который впоследствии передается в территориальный налоговый орган в составе пакета документации, необходимого для процедуры государственной регистрации.

Этап 4. Определение налогового органа для подачи пакета документации

Регистрация ОАО должна проводиться по адресу постоянно действующего исполнительного органа организации.

Это может быть адрес местонахождения головного офиса компании, арендованного помещения, в котором осуществляется основная деятельность, или же домашний адрес одного из учредителей.

Определить, в какую налоговую инспекцию следует подавать документацию, можно при помощи онлайн-сервиса.

Этап 5. Сбор и подготовка документации для регистрации

Указанный в первом подразделе перечень документации следует подготовить и подать в территориальный налоговый орган. После сбора, подготовки и проверки можно переходить к следующему этапу.

Этап 6. Подача документации в налоговую инспекцию

Федеральная налоговая служба предоставляет несколько способов для подачи документов на государственную регистрацию. Заявители имеют возможность выбрать по своему усмотрению наиболее предпочтительный вариант.

Рассмотрим, как же можно осуществить подачу документов:

  • путем нанесения личного визита;
  • через доверенное лицо;
  • по почте;
  • в электронном виде.

Учредители могут лично посетить территориальный налоговый орган с подготовленным пакетом документов, а могут сделать это через доверенного представителя.

Во втором случае необходима нотариальная доверенность, позволяющая третьему лицу производить юридически значимые действия от имени организации.

Акционеры вправе осуществить процедуру регистрации через многофункциональный центр — также лично или через доверенного представителя.

Существует возможность направить документы по почте. При этом отправление должно быть ценным с описью вложенных документов. Самый удобный и быстрый способ – подать документацию посредством онлайн-сервиса.

Этап 7. Получение готовой документации о регистрации ОАО

После проверки предоставленных бумаг налоговая инспекция осуществит выдачу документов о регистрации в течение 3 рабочих дней.

Если были выявлены какие-либо недочеты, налоговый орган сообщает заявителю об этом в письменном виде. Если документы подавались через МФЦ, получать их следует там же.

Учредители получают следующий перечень документов:

  • свидетельство о регистрации ОАО;

  • лист записи ЕГРЮЛ;

  • экземпляр учредительного документа с пометкой налоговой.

Кто может быть учредителем

Учредителем открытого акционерного общества может являться:

  • физическое лицо, постоянно зарегистрированное на территории Российской Федерации;
  • юридическое лицо;
  • орган государственной власти.

Ограничений на количество учредителей действующим законодательством не установлено, однако существуют некоторые нюансы:

  • не может создать ОАО юридическое лицо, которое состоит из одного участника;
  • физическое лицо, являющееся учредителем ОАО, не может осуществлять предпринимательскую деятельность.

Учредителями общества могут также быть иностранные физические и юридические лица. При ведении отдельных видов деятельности участие иностранного капитала в доле организации может быть ограничено.

Наименование

Одним из подготовительных этапов при регистрации ОАО является выбор официального наименования общества. Данное название будет фигурировать в учредительных документах, использоваться при ведении деятельности и включаться в Единый реестр юридических лиц.

Фирменное наименование состоит из:

  • организационно-правовой формы;
  • самого наименования.

При постановке вопроса необходимо выбрать полное и сокращенное наименование общества. Оно может быть как на русском, так и на иностранном языке.

В наименовании ОАО не должно содержаться:

  • слов “РФ”, “Российская Федерация”, названий органов федерального значения или субъектов РФ;
  • наименований существующих международных организаций или общественных объединений.

Для получения права на использование таких формулировок необходимо, чтобы более 70 % акций регистрируемого ОАО принадлежало Российской Федерации или соответствующим международным компаниям.

Название общества не должно прямо или косвенно призывать к разжиганию межнациональной ненависти, а также не должно содержать в себе нецензурных или оскорбительных формулировок.

Юридический адрес

Федеральный закон “Об акционерных обществах” регламентирует, что регистрация ОАО осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Обычно юридическим адресом служит местонахождение головного офиса компании, в котором находится руководитель организации.

При этом по выбранному адресу необходимо наличие специального центра, отвечающего за обработку входящей корреспонденции.

В отдельных случаях возможна регистрация по домашнему адресу одного из учредителей. Однако данный способ не лишен недостатков, поэтому его применение рекомендуется осуществлять лишь в самых крайних случаях.

Цена

Цена регистрации ОАО будет зависеть от того, каким способом учредители будут осуществлять процедуру государственной регистрации.

Возможны следующие варианты:

  • самостоятельная регистрация;
  • обращение в специализированные компании, занимающиеся юридическим сопровождением данной процедуры.

Если учредители уверены в своих силах и могут правильно подготовить и оформить весь необходимый пакет документации, они могут осуществить процедуру самостоятельно.

При этом общая стоимость будет зависеть от издержек, связанных со сбором и подготовкой документации. Помимо этого, необходимо уплатить государственную пошлину за регистрацию ОАО, размер которой составляет 4000 рублей.

При обращении в специализированные компании цена будет зависеть от типа услуги:

  • полное юридическое сопровождение обойдется в сумму примерно 14000 рублей;
  • частичное юридическое сопровождение (только подготовка документов, подачу в налоговый орган осуществляют сами заявители) будет стоить примерно 9000 рублей;
  • общая стоимость услуги с регистрацией первичного выпуска акций – около 19000 рублей;
  • покупка полностью готового ОАО – от 150000 рублей и выше.

Компании, которые помогут зарегистрировать ОАО:

Название фирмы   Цена
 Срочно Юрист   Пакет Старт — 5 900 руб., Под ключ — 9 900 руб., Все включено — 22 900 руб.
 Оптима Лекс  Подготовка документов — 9 400 руб., Регистрация ОАО с сопровождением в ИФНС — 13 500 руб., Регистрация ОАО + юридический адрес — 11 500 руб., Регистрация акций при регистрации ОАО в Оптима Лекс — 19 000 руб., Готовое ОАО — от 155 000 руб.
 Аксиома Бухучета  50 000 руб.
 РегистрГрупп  Эконом — 3 500 руб. + 4 000 руб. госпошлина, Стандарт 4 500 руб. + 4 000 руб. госпошлина, Под ключ — 6 000 руб. + 4 000 руб. госпошлина, Юридические адреса — 12 500 руб./15 500 руб.

Регистрация акций

При создании ОАО необходимо зарегистрировать первичный выпуск акций. Заявление необходимо подать не позднее, чем через месяц после осуществления регистрации юрлица.

Процедуру регистрации акций регулирует Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Весь процесс состоит из следующих этапов:

  • подготавливается решение о выпуске;
  • документ утверждается и оформляется;
  • ФСФР регистрирует выпуск первичного пакета;
  • акции распределяются среди акционеров;
  • в ФСФР фиксируются итоги выпуска.

Для осуществления процедуры подается следующий пакет документации:

  • заявление;
  • анкета эмитента;

  • решение об эмиссии;

  • протокол собрания, на котором было принято решение;
  • образец сертификата акций;
  • Устав организации;
  • свидетельство о регистрации ОАО;
  • справка о присвоении статистических кодов.

Документация подается в двух экземплярах. Возможно предоставление оригиналов или нотариально заверенных копий. Перечень документации отражается в специальной описи.

Все акции оплачиваются учредителями согласно условиям учредительного договора. При завершении процедуры ФСФР назначает проведенному выпуску регистрационный номер.

При регистрации открытого акционерного общества учредителям необходимо четко соблюдать определенный порядок действий.

Вся документация должна быть правильно заполнена и передана в регистрирующий орган лично самими учредителями, представителем по доверенности или при помощи электронного сервиса.

Видео: Регистрация акционерного общества