Вопросы о ликвидации юридических лиц регламентируются рядом законодательных актов. В них разъясняется порядок проведения ликвидации юрлиц, чтобы не возникали правонарушения относительно гражданского оборота,  взаимоотношения вступающих в него лиц.

Государство защищает интересы участников, позволяя успешно развиваться предпринимательству в нужном направлении. При этом создаются предпосылки в обеспечении стабильности экономики страны.

Возможно ли

Как правило, юридическое лицо ликвидируется несколькими путями, порядок осуществления которых закреплены в нормативах законодательных актов.

На его закрытие влияют различные факторы, например, наступление неплатежеспособности субъекта в связи с уменьшением его активов, окончания срока действия сообразно положениям его учредительных документов и устава.

К путям прекращения коммерческой деятельности относятся:

  • официальная ликвидация, осуществляемая в добровольном порядке;
  • реорганизация, выступающая в качестве слияния со сторонним хозяйствующим объектом либо присоединением к нему;
  • смена руководящего состава юрлица в лице генерального директора, главного бухгалтера.

На практике встречаются случаи, когда учредители инициировали ликвидацию юрлица, но с истечением времени она потеряла свою актуальность.

В сложившейся ситуации возможно осуществление отмены ликвидации сообразно указаниям статьи 65-1 Федерального закона «О внесении дополнения в часть первую Гражданского кодекса РФ», который был выспущен под номером 68562-3.

В нем отмечено, что возможно приостановление ликвидации юрлица, если она проводилась в добровольном порядке по решению общего собрания учредителей. Но в нем не приводится детализация проведения процедуры отмены ликвидации.

Любой хозяйствующий субъект считается ликвидированным после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о его ликвидации с последующим прекращением хозяйственной деятельности сообразно статьям 49, 63 ГК РФ.

До внесения записи он может осуществлять свою деятельность, реализовывать свои права и обязанности, включая право на отмену ранее принятого решения о ликвидации.  

В письме ФНС «О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц» отмечено, что служба направляет в территориальные отделения методические рекомендации для использования в работе. Оно было опубликовано 27 мая 2005 года под номером ЧД-6-09/439.

Рекомендации касаются мероприятий по ликвидации хозяйствующих лиц, которые проводятся налоговой службой.Соответственно им каждое дело должно рассматривается в индивидуальном порядке с учетом обстоятельств, повлекших принятое учредителями решение об отмене процесса ликвидации.

Когда нельзя

Хозяйствующим субъектам предоставляется возможность отмены своего решения до внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Если запись была внесена практически невозможно, то отменить процедуру ликвидации.

Данная норма закреплена в статье 63 ГК, потому что юрлицо считается официально упраздненным. Об этом также указано в письме Федеральной налоговой службы за номером ЧД-6-09/439.

Регулирования вопроса о его закрытии до подачи уведомления формы Р15001 в регистрирующий орган не требует подачи дополнительных документов об отмене ликвидации.

Невозможно отменить постановление о ликвидации субъектов хозяйствования, которые приняли решение на основании:

  • истечения срока, на который был они сформированы;
  • достижения целей, поставленных перед ними;
  • объявления их банкротами.

Во всех остальных случаях, когда было принято решение о ликвидации юрлица, можно на законном основании приостановить процедуру его ликвидации.

Порядок

Решение об отмене ликвидации хозяйствующего субъекта вправе принять его учредители либо уполномоченный ими орган.

Оно принимается на общем собрании учредителей. Как было указано выше, в нормативах законодательных актов не предусмотрен порядок отмены процедуры ликвидации юрлица.

В сложившейся ситуации постановление об отмене процедуры может быть вынесено:

  • арбитражным судом, если заинтересованные в положительном результате заинтересованные лица подадут заявление;
  • решением общего собрания учредителей, если они его приняли единогласно.

При этом они должны обратиться с заявлением в регистрирующий орган в лице налоговой службы, в котором содержится просьба о внесении в ЕГРЮЛ об отмене процедуры ликвидации.

Он направляет в ЕГРЮЛ соответствующее ходатайство об отмене внесения записи, вследствие чего свидетельство формы Р50003 выдается на руки юрлицу.

Если приостановление процедуры было осуществлено по решению судебного органа, то запись в ЕГРЮЛ вносится налоговой службой на его основании.

Данная норма утверждена предписаниями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Он был издан законодателем 8 августа 2001 года под номером 129-ФЗ. При этом за субъектом сохраняется его действующий статус, он продолжает осуществлять коммерческую деятельность.

Необходимо заметить, что отмена решения не всегда может стать оптимальным вариантом для любого юрлица и не во всех ситуациях. Если сформируются предпосылки для дальнейшего ведения бизнеса, то лучше закрыть старое, а затем открыть новое юридическое лицо.

Необходимые документы

Учредители хозяйствующего субъекта при его ликвидации в добровольном порядке вправе по истечению какого-либо времени в ходе проведения процесса  отменить свое решение и приостановить его.  Его учредители должны утвердить решение об отмене голосованием, проведенным на общем собрании.

Они должны направить в налоговую службу заявление, чтобы она внесла изменения в ЕГРЮЛ. Оно подается вместе с копией протокола общего собрания, которое должно быть заверено в нотариальном порядке.

Хозяйствующий субъект должен представить в налоговую службу перечень утвержденных актами Федеральной налоговой службы документов, занимающейся осуществлением контроля над коммерческой деятельностью юрлиц.

В их число входит:

  • заявление, заполненное на бланке с унифицированной формой Р14001;
  • копию протокола общего собрания учредителей, на котором рассматривался вопрос об отмене ранее принятого решения о ликвидации юрлица. Она должна быть заверена в нотариальной конторе надлежащим образом;
  • устав и учредительные документы юрлица вместе с заверенными в установленном порядке их копиями;
  • копии свидетельства ИНН/КПП, ОРГН;

  • копии паспортов, удостоверяющие личности учредителей.

Она на основании представленных документов и официальных бумаг подает ходатайство в ЕГРЮЛ об отмене осуществления записи о том, что субъект прекращает свою деятельность в связи с его ликвидацией.

Как составить решение, образец

Как правило, протокол собрания отображает ход его ведения. В него заносятся все выступления его участников. Он оформляется секретарем собрания, которого избирает участники.

В его содержании должен присутствовать вопрос об отмене ликвидации хозяйствующего объекта, мотивы принятого решения, их обоснование. Повестка дня должна отражать вопрос относительно отмены процедуры прекращения хозяйственной деятельности.

При необходимости можно подчеркнуть о том, что распоряжением учредителей генеральный директор и главный бухгалтер подлежат восстановлению на занимаемых ими должностях.

Решение общего собрания подписывается всеми его участниками. При отправлении заявления формы Р14001 в налоговую службу следует уведомить ее о новом решении юрлица, направив заверенный протокол общего собрания об отмене ранее принятого решения о ликвидации.

Указанное уведомление состоит из отдельных листов содержащих определенную информацию. В него входят

  • титульный лист заявления;
  • лист А, содержащий информацию о полном наименовании хозяйствующего субъекта, его сокращенного название;
  • лист Б, отображающий данные о юридическом адресе, местоположении субъекта, данные о ОГРН, ИНН/КПП;
  • лист В, содержащий основные сведения об учредителях юрлица с указанием персональных данных, серии и номера паспортов, органа, выдавшего его, размера доли каждого учредителя, дату и место рождения, контактную информацию.

Ниже перечисленные листы заполняются при необходимости, если:

  • лист Г, один из учредителей является иностранным подданным;
  • ист Е, учредитель является субъектом государства либо муниципального образования;
  • лист Ж-Р.

Документ подписывается учредителями, после чего заверяется в нотариальной конторе в установленном порядке. Он передается в районное отделение налоговой службы для дальнейшего рассмотрения.

Уведомление работника

По большей части принятие решения о прекращение предпринимательской деятельности юридического лица позволяет продолжить ее. Оно продолжает подавать отчетность, налоговую декларацию в соответствующие органы, внебюджетные фонды.

Если работники юрлица были ранее уведомлены о предстоящей его ликвидации, то руководству надлежит принять меры относительно принятия нового решения.

Ему следует в письменном виде известить их о том, что решение было отменено. Работники должны расписаться на листе уведомления, подтверждая ознакомление с документом. они должны продолжать работать на занимаемых ими должностях.

Работодатель в такой ситуации лишается возможности уволить какого-либо работника, что будет расцениваться как противоправное действие.

Отмена ликвидации юридического лица

Процедура ликвидации юридического лица отличается в зависимости от инициатора, который внес предложение. Им могут стать как сами учредители, так и государственные органы, включая судебные.

Что касается отмены решения о ликвидации, то оно должно, прежде всего, исходит от учредителей, которые должны принять соответствующее решение общим собранием.

При этом они должны учесть реальное финансовое положение хозяйствующего субъекта, возможность его полной реабилитации, на рентабельность будущей коммерческой деятельности.

Как показывает практика, случаи отмены решения о ликвидации встречаются крайне редко. Они возникают в зависимости от конкретных обстоятельств, повлекших к ликвидации юрлица.

Например, при появлении вероятности взыскания с дебитора долга, которое ранее было признано безнадежной. Сообразно нормативам ГК она осуществляется, если не задеты интересы третьих лиц. В противном случае процедура ликвидации расценивается недействительной.

Специфические вопросы относительно прекращение деятельности юридических лиц с последующим их упразднением в зависимости от их организационно-правовой формы регулируются Федеральными законами:

  • «О некоммерческих организациях», был выпущен 12 января 1996 года под номером 7-ФЗ;
  • «Об обществах с ограниченной деятельностью», был издан 8 февраля 1998 года;
  • «О производственных кооперативах», был обнародован 8 мая 1996 года под номером 41-ФЗ;
  • «Об акционерных обществах», был принят в исполнение 26 декабря 1995 года за номером 208-ФЗ.

Во всех указанных актов оговаривается о необходимости строгого соблюдения установленного законодателем регламента, если то или иное юрлицо приняло решение о приостановлении процесса ликвидации. Они должны следовать рекомендациям ФНС, чтобы не попасть в затруднительное положение.

И в заключении нужно заметить, что отменить решение о ликвидации хозяйствующего субъекта можно на любом ее этапе. При этом юрлицо должно обеспечить работникам их занимающие должности вне зависимости от осуществления увольнения работников.

При возникновении спорных вопросов они могут обратиться в государственную инспекцию труда с жалобой либо подать иск в судебный орган, если юрлицо уволило их, отменив решение о ликвидации.

Видео: Диалог с юристом: Ликвидация ООО и ИП