Многие лица, осуществляющие финансово-экономическую деятельность, сталкиваются с необходимостью вести определенную правовую работу с контрагентами, направленную на погашение последними задолженности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Возникновение обязательств обычно происходит при отсрочке платежа – покупатели могут как внести оплату в срок, так и просрочить обязательства.

Особенности

Погашение дебиторской задолженности – это процедура выплаты долгов контрагентами, которые возникли в результате правоотношений (поставка товаров, исполнение услуг или работ).

Сторонами отношений выступают:

  • должник (он же дебитор, неплательщик);
  • кредитор (он же взыскатель).

Несмотря на то, что прямым ответчиком в споре является та организация, которая просрочила оплату по договору, законодательство регламентирует возможность привлечения к ответственности и других лиц, которые не принимали непосредственного участия в сделке, но так или иначе имеют отношение к дебитору.

К примеру, при банкротстве предприятия к субсидиарной ответственности могут быть привлечены учредители (в том случае, если действия последних привели к ликвидации), головная организация (при банкротстве филиального подразделения) и др.

Процедура погашения делится на несколько этапов:

  • выявление задолженности контрагента – для этого проводят инвентаризацию (как плановую, так и внеплановую), в результате которой будет определена точная сумма долга;
  • направление контрагенту претензионного письма, в котором содержатся требования о досудебном урегулировании вопроса;
  • если должник не принял соответствующих мер к погашению на досудебном этапе, начинается подготовка к судебному разбирательству – подготовка искового заявления и документов, удостоверяющих проведение сделки;
  • определяется рыночная стоимость дебиторской задолженности;
  • суд выносит положительное или отрицательное решение о взыскании;
  • дело передается к судебным приставам, которые запускают исполнительное производство.

Дебиторка классифицируется на следующие разновидности:

  • нормальная;
  • просроченная;
  • безнадежная.

Если задолженность уже относится к просроченной, следует принимать меры к контрагенту, пока она не перешла в безнадежную.

Иногда контрагенты имеют взаимные обязательства. То есть одна сторона должна другой, и другая, в свою очередь, имеет обязательство.

В таком случае, погашение можно произвести взаимозачетом требований – то есть кредиторка одного контрагента погашается за счет дебиторки другого. Остаток суммы дебиторки, которая превышает сумму кредиторки, необходимо будет взыскивать или в досудебном, или в судебном порядке.

Как погасить

Взыскание долгов может производиться двумя путями:

  • в досудебном порядке;
  • в ходе судебного производства.

Перед обращением в суд каждое юридическое лицо, имеющее дебиторскую задолженность, должно провести надлежащую претензионную работу с неплательщиками.

Досудебные мероприятия проводятся в следующих формах:

  • взаимодействие с дебитором посредством телефонных переговоров или переписки по электронно-коммуникационным каналам связи;
  • личные встречи с руководителем предприятия-должника;
  • письменные претензии.

Наиболее эффективно действуют последние два способа – личные встречи и почтовая корреспонденция.

Совет! При рассмотрении дела суд будет учитывать, велась ли с дебитором соответствующая досудебная работа. Претензии, направленные в письменном виде – это лучшие доказательства для суда.

Однако и телефонные разговоры, и личные встречи могут быть засвидетельствованы – для этого подойдет любое средство аудио-/видеофиксации.

Если все досудебные мероприятия так и не побудили должника к исполнению обязательств, следует не тянуть время и как можно скорее запускать судебный процесс.

Ведь при взыскании долга существует срок исковой давности, при пропуске которого единственным выходом будет списать уже безнадежную к взысканию дебиторскую задолженность.

Компания имеет право пойти на уступки для контрагента – например, предоставить отсрочку по уплате платежа еще на больший срок, или же рассрочить уплату (оплата будет не единовременным платежом, а, к примеру, ежемесячно малыми суммами), или же вообще “простить” часть долга.

Главное – задокументировать соответствующие “льготы”, чтобы в дальнейшем доказать, что для контрагента предоставлялись льготные условия, однако долг так и не был погашен.

Период погашения дебиторской задолженности

При проведении анализа финансовых результатов, для оценки устойчивости предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективах, применяется такой коэффициент, как средний период погашения дебиторки.

Продолжительность погашения дебиторской задолженности за год рассчитывается по следующей формуле:

  • DSO = DAP * AR / NS,

где:

 DSO  это средний период погашения дебиторки, выраженный в днях
 DAP  это длительность одного периода, выраженная в днях
 AR  это дебиторская задолженность в рублях
 NS  выручка от продаж, в рублях

Пример расчета. Длительность одного отчетного периода в компании составляет 365 дней. Дебиторская задолженность по состоянию на начало отчетного периода – 50 млн. рублей, а на конец – 70 млн. рублей.

Выручка от всех видов реализации товаров и исполнения услуг соответственно – 350 и 400 млн. рублей. Необходимо рассчитать изменение коэффициента периода погашения дебиторской задолженности.

Решение. Определяем коэффициент на начало отчетного периода:

  • DSO = 365 * (50 / 350) = 52,14 дней.

Определяем коэффициент на конец отчетного периода:

  • DSO = 365 * (70 / 400) = 63,88 дней.

Теперь определяем изменение коэффициента периода на начало и конец отчетного периода:

  • DSO конечное / DSO начальное = 1,2252, что составляет 22,52 %.

Ответ. Коэффициент периода погашения дебиторской задолженности за один год увеличился на 22,52 %.

Письмо контрагенту

Способов взаимодействия на должника много – это и разговоры по телефону с целью побудить к исполнению обязательств, и личные встречи руководителя компании, и направление заказным письмом на юридический адрес дебитора специального требования.

Письмо контрагенту – это наиболее действенный способ по досудебному взысканию задолженности.

Ведь почтовый обмен корреспонденцией обязывает должника как минимум отправить ответное письмо, в котором содержится информация о причинах просрочки и сроках погашения.

А это многое значит – если должник ответил на письмо, вероятно, что он готов к конструктивному диалогу и решению вопроса без судебных разбирательств.

Важно! Письмо обязательно составляется в форме претензии и должно содержать в себе требование о погашении задолженности или о выполнении других действий, предусмотренных законом или соглашением сторон.

Претензия составляется в свободной форме или на фирменном бланке организации. Что конкретно указывать в письме, решает сама организация.

Тем не менее, рекомендуется придерживаться общепринятых правил, чтобы суд принял претензию как письменное доказательство:

  • основания возникновения задолженности (реквизиты договора, соглашения, акта и др.);
  • сумма долга по результатам проведенной инвентаризации (не лишним будет подтвердить размер обязательств приложением подробного расчета);
  • срок, который отведен должнику на исполнение обязательств в добровольном порядке;
  • штрафные санкции, которые будут применены к дебитору в случае игнорирования требований;
  • при необходимости, реквизиты для оплаты;
  • подпись руководителя компании, юридический адрес и контактная информация.

Скачать образец претензии можно здесь.

Помимо отправки заказным письмом на юридический адрес фирмы-должника, претензию можно вручить и лично. В этом случае потребуются два экземпляра документа – одна копия остается на руках у должника, вторая – у кредитора.

Необходимо, чтобы управомоченное лицо дебитора поставило свою подпись на документе, а также дату вручения.

Важно! Дата, которая будет указана на документе, сыграет важную роль – ведь именно с нее будет отсчитываться время на добровольное исполнение обязательств.

Если возникает дебиторская задолженность, предприятию необходимо проводить определенную работу по взаимодействию с должниками. Наиболее эффективным методом досудебного урегулирования споров является письменная претензия.

Если же данные меры не оказали воздействия, следует судебное разбирательство, запуск исполнительного производства и реализация имущества дебитора с публичных торгов.

Видео: Что такое дебиторская задолженность и откуда она берется на торгах по банкроству