Для многих возможность самозанятости стала одной из лучших способов заработка. Однако возникают ситуации, когда деятельность приходится прекращать.

Ликвидация ИП – достаточно частое явление в нашей стране. Под этим понимается полное завершение всех видов деятельности ИП и исключение из государственного реестра.

Условия

Ликвидация ИП проводится по разным причинам, основные из них:

  • смерть индивидуального предпринимателя. В таких случаях инициатором закрытия ИП служит регистрирующий орган, который проводит соответствующий комплекс мероприятий на основе данных о смерти физического лица;
  • решение самого индивидуального предпринимателя. Принимается в тех случаях, когда деятельность перестает приносить нужную прибыль. Это может быть связано с повышением арендной платы за помещения, увеличением цен на закупаемую продукцию у поставщиков, из-за неудачно разработанного бизнес-плана и.т.д.;

Причинами закрытия ИП по собственному желанию могут являться также серьезные проблемы со здоровьем или стечение сложных жизненных обстоятельств.

  • решение судебного органа о ликвидации. Такое происходит, если ИП в своей деятельности допускал грубые нарушения действующего законодательства, осуществлял ведение экстремистской или террористической деятельности или же был признан банкротом в установленном порядке;
  • прекращение регистрации физического лица на территории РФ.

Если ИП покидает пределы России и теряет российское гражданство, утрачивается право на ведение предпринимательской деятельности на территории РФ.

Пошаговая инструкция

Процедура закрытия ИП состоит из нескольких этапов. Четкое следование всем пунктам обеспечит быстрое завершение ликвидации без каких-либо проблем.

Этап 1. Определение регистрирующего налогового органа

Для ликвидации ИП следует обращаться именно в тот территориальный налоговый орган, который осуществлял регистрацию ИП.

Если регистрация проводилась в одном отделении ФНС, а постановка на учет – в другом, могут возникнуть сомнения, куда именно обращаться со всеми собранными документами.

В таком случае стоит позвонить в Управление ФНС по Вашему региону и назвать номер свидетельства о регистрации ИП. Налоговый инспектор подскажет, в какой именно налоговый орган стоит обратиться.

Этап 2. Заполнение заявления о прекращении деятельности ИП

Бланк заявления можно получить в местном органе налоговой инспекции или же скачать с официального сайта ФНС. Обратите внимание, что все представленные пункты необходимо заполнять достоверно.

При выявлении фактов расхождения фактических и представленных данных сроки ликвидации ИП могут затянуться вплоть до выяснения всех обстоятельств.

Подпись в заполненном заявлении должна быть нотариально заверена, однако если ИП сам подает документы и одновременно предъявляет оригинал удостоверения личности, необходимость в нотариальном заверении отпадает.

Этап 3. Уплата государственной пошлины

Размер пошлины составляет 160 рублей. Федеральная налоговая служба предоставляет очень удобный сервис по формированию квитанций на оплату уже с готовыми реквизитами.

Пошлина оплачивается только в случае добровольной ликвидации ИП. Если же решение принимается судом или другим уполномоченным на это органом, оплачивать госпошлину не нужно.

Этап 4. Передача документов в территориальный налоговый орган

С заявлением и квитанцией на уплату государственной пошлины необходимо обратиться в регистрирующий орган.

ФНС предоставляет заявителям 4 способа подачи документов:

  • лично;
  • через представителя по доверенности;
  • при помощи почтового отправления с описью вложения и объявленной ценностью;
  • через официальный сайт при помощи специального сервиса.

Наилучший вариант – личное посещение налоговой инспекции с пакетом всех необходимых документов. При подаче могут обнаружиться какие-либо недочеты в заполнении и прочие проблемы.

Налоговый инспектор при личном приеме сразу прояснит ситуацию и подскажет, как исправить в кратчайшие сроки.

При отправлении документов через Почту России процесс может достаточно затянуться в случае обнаружения недочетов в документации сотрудниками ИФНС.

Разумеется, удобнее всего подавать документацию в электронном виде. При этом отпадает необходимость в личном посещении территориального налогового органа. Процедуру можно осуществить, не выходя из собственного дома.

Этап 5. Получаем лист записи ЕГРИП

На шестой рабочий день заявитель может получить выписку из ЕГРИП. Если не явиться в указанный срок, документы будут отправлены по почте на адрес, указанный в заявлении.

Вышеописанный процесс связан именно с ликвидацией ИП через регистрирующий орган. Однако перед завершением деятельности предпринимателю следует выполнить еще ряд действий:

  • уплатить все налоги, штрафы и прочие обязательства перед третьими лицами;
  • снять с учета ККМ (кассовый аппарат);
  • закрыть расчетный счет в банке;
  • уволить работников в установленном порядке;
  • сдать все декларации, даже за неполный отчетный период;
  • уничтожить печать.

Какие нужны документы

Для ликвидации ИП необходимо подготовить следующий пакет документов для налоговой:

  • паспорт заявителя;
  • заявление по форме Р26001;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;

  • свидетельство о государственной регистрации ИП.

В ФСС:

В ПФР:

  • выписка из ЕГРИП;

  • СНИЛС;

  • ИНН;
  • свидетельство о государственной регистрации ИП.

Как правильно заполнить заявление по форме Р26001

Форма заявления содержит лишь одну страницу, поэтому заполнить можно быстро и без особых проблем. Каждый символ необходимо ставить в отдельную клетку.

В первом разделе необходимо указать основные сведения о предпринимателе. В пункте 1.1. указываете основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).

В пунктах 1.2. – 1.4. пишете Ваши фамилию, имя и отчество. В пункте 1.5. прописываете индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).

Во втором разделе в соответствующем поле необходимо проставить цифру от 1 до 3 в зависимости от желаемого способа выдачи готовых документов территориальным налоговым органом.

Если желаете, чтобы выписка была передана Вам лично на руки, поставьте цифру 1. Если хотите, чтобы готовую документацию передали лицу, действующему на основании Вашей доверенности, проставьте цифру 2.

Наконец, если требуется пересылка документов по почте, укажите цифру 3. Далее необходимо указать контактные данные для связи. Это должны быть номер мобильного или стационарного телефона, а также адрес электронной почты. После необходимо расписаться в соответствующей графе.

Третий и четвертый разделы заявления заполняются уполномоченными на это должностными лицами. В третьем разделе ставит свою подпись принявший документы налоговый инспектор, а в четвертом – нотариус.

Вашу подпись не нужно будет нотариально заверять, если Вы распишетесь в документе в присутствии сотрудника налоговой инспекции.

Как правильно оплатить государственную пошлину при помощи электронного сервиса ФНС

Вам необходимо выполнить следующие действия:

  • перейдите на официальный сайт Федеральной налоговой службы в раздел “уплата госпошлины”;
  • выберите вид платежа – “Государственная пошлина за регистрацию ИП” – “Государственная пошлина за регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП”;
  • введите Ваши персональные данные, такие как ИНН, ФИО и адрес места жительства;
  • нажмите “Оплатить”;
  • ниже будут представлены данные платежной квитанции на основании введенной Вами информации. Нажмите “Сформировать платежный документ”;
  • в следующем окне откроется PDF-файл, который необходимо распечатать;
  • оплатить можно в любом банке, который осуществляет платежи, а также через устройства самообслуживания.

Как правильно воспользоваться электронным сервисом ФНС для формирования и подачи документов

ФНС России разработала удобный сервис для подачи документов на регистрацию и ликвидацию в электронном виде.

Правильно сформировать заявление, оформить транспортный контейнер для отправки документов в налоговую инспекцию поможет специализированное программное обеспечение. К программе прилагается подробная инструкция по установке и использованию.

Перейти к электронному сервису подачи документации. Для корректной работы сервиса требуется наличие ключа проверки электронной подписи на персональном компьютере заявителя. В противном случае сервис работать не будет.

Сроки

Ликвидация ИП осуществляется территориальным налоговым органом в пятидневный срок после получения пакета документации от заявителя.

Закрытие ИП считается завершенным после внесения соответствующей записи в ЕГРИП. По завершении процесса выдается выписка установленного образца.

Налоговый период при ликвидации ИП

При ликвидации ИП предприниматель должен сдать все несданные декларации, в том числе и за неполные налоговые периоды.

При заполнении декларации по последнему налоговому периоду при прекращении предпринимательской деятельности следует использовать код 96.

Такое справедливо, если декларация сдается по упрощенной системе налогообложения. Если декларация сдает за отчетный период, который равен календарному году, используется код 34.

Можно ли закрыть с непогашенными финансовыми обязательствами

Процедура ликвидации ИП с задолженностью такая же, как и без нее. Предприниматель составляет заявление, оплачивает государственную пошлину и подает эти документы в местное отделение ФНС.

Налоговый орган не вправе отказать ИП в ликвидации в случае наличия непогашенных финансовых или имущественных обязательств.

Физическое лицо может сначала ликвидировать ИП в установленном порядке, а уже после погасить всю имеющуюся задолженность.

Однако так поступать стоит, будучи уверенным в финансовой возможности погашения долгов. В противном случае с бывшего ИП могут взыскать кредиторскую задолженность в порядке гражданского судопроизводства.

Если же бизнесмен не уверен в своей финансовой состоятельности, стоит обратиться в суд с ходатайством о признании ИП банкротом. Для погашения обязательств могут запустить процедуру реализации имущества с публичных торгов.

Если в результате продажи имущества долг будет погашен лишь частично, будет запущена процедура исполнительного производства согласно установленному действующим законодательством порядке.

Ликвидация ИП – достаточно простая процедура, и при некотором внимании к деталям может завершиться в течение одной рабочей недели.

В налоговую инспекцию необходимо предоставить всего лишь 2 документа – заявление по форме Р2601 и квитанцию об уплате госпошлины. Дополнительно нужно взять паспорт и свидетельство о госрегистрации ИП.

Во время ликвидации необходимо уведомить также внебюджетные фонды, такие как ФСС и ПФР. Заявитель может воспользоваться удобным электронным сервисом и подать все документы, не выходя из собственного дома.

Видео: Ликвидация ИП шаг за шагом