Сегодня процесс прекращения деятельности предприятия должен осуществляться в соответствии с действующими законодательными нормами.

Необходимо будет составить некоторые специальные документы, а также подать данные в ФНС. Вносятся соответствующие правки в Единый государственный реестр юридических лиц.

Как происходит

Для закрытия юридического лица необходимо будет в обязательном порядке реализовать определенный алгоритм действий.

Он включает в себя несколько основных этапов и все они имеют свои особенности. Реализовать процедуру ликвидации возможно будет разными способами.

При этом все их можно будет разделить на две основные группы:

  • по собственной инициативе, добровольно;
  • принудительно, по инициативе третьих лиц.

Причем в качестве третьих лиц могут выступить только лишь акционеры или же заинтересованные иным образом.

Нередко принудительная ликвидация осуществляется на основании судебного иска, поданного налоговой службой или же прокуратурой. В зависимости от оснований для проведения подобного рода процедуры будет выбран алгоритм реализации ликвидации.

Процедура ликвидации предприятия начинается с собрания акционеров, которые должны принять решение по поводу начала подобного рода процесса.

Необходимо помнить, что осуществление данной процедуры возможно будет только лишь в случае, если суммарное количество положительных голосов составит ¾ или же более. Иначе ликвидация осуществлена не будет.

Основными этапами проведения добровольной ликвидации юридического лица являются следующие:

  • совет учредителей принимает решение о проведении ликвидации – обязательно составляется специальный документ;

  • налоговые органы уведомляются о начале проведения данной процедуры – составляет специальная форма Р15001;
  • все государственные фонды уведомляются о начале ликвидационной процедуры;
  • кредиторы уведомляются;
  • формируется ликвидационная комиссия и осуществляет все необходимые действия;
  • производится взыскание дебиторской задолженности;
  • осуществляются расчеты с работниками;
  • выплачиваются в бюджет все налоги в течение периода ликвидации предприятия;
  • налоговыми органами проводится специальная проверка;
  • составляется и в последствии утверждается промежуточный баланс;
  • все требования кредиторов удовлетворяются;
  • производится закрытие счетов в банках;
  • осуществляется государственная регистрация ликвидации юридического лица;
  • предприятие снимается с учета в различных внебюджетных фондах;
  • проводятся заключительные операции по ликвидации предприятия.

Максимально подробно вопрос проведения ликвидации юридического лица отражается в ст.№63 Гражданского кодекса РФ. Очень важно осуществлять все действия в соответствии с данным документом. В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные проблемы.

Процесс ликвидации будет считаться завершенным в случае, если необходимые данные будут соответствующим образом внесены с Единый государственный реестр юридических лиц.

В дальнейшем возможно будет оформить специальную справку, подтверждающую факт ликвидации. Она может потребоваться для выполнения различных действий в дальнейшем.

При этом расчетный счет в банке совсем не обязательно закрывать. Кредитная компания может сделать это самостоятельно, отправив соответствующий запрос в Единый государственный реестр.

Какие нужны документы

Особенно важно максимально внимательно отнестись к процедуре составления документации, требуемой при оформлении ликвидации предприятия.

Необходимо в первую очередь сформировать уведомление учредителей о проведении собрания. На законодательном уровне формат его не установлен.

Но он обязательно должно включать в себя следующие основные реквизиты:

  • наименование органа, который является инициатором проведения собрания акционеров;
  • дата, а также место и время проведения собрания;
  • форма проведения собрания рассматриваемого типа;
  • повестка дня.

После того как собрание проведено и собрано достаточное количество голосов за ликвидацию, необходимо будет соответствующим образом уведомить об это решении налоговую службу.

Для этого необходимо будет составить уведомление по форме №Р15001. Данный формат документа утвержден приказов ФНС Российской Федерации №ММВ-7-6/25@ от 25.01.12 г.

Все документы, которые необходимы для ликвидации, можно будет представить в налоговый орган различными способами:

  • самостоятельно;
  • через доверенное лицо – понадобится оформить специальную довереннотьс;
  • через интернет.

Важно помнить: уведомление по форме №Р15001 должно быть обязательно заверено нотариально. В противном случае оно будет недействительно и его не примет налоговая.

Очередным этапом является уведомление кредиторов и иных лиц о проведении ликвидации. Необходимо будет сделать это в журнале «Вестник государственной регистрации».

Для этого также потребуется собрать некоторый пакет документов. Он включает в себя:

  • специальный бланк-заявка – необходимо наличие печати предприятия;
  • копия решения о проведении ликвидации, а также назначении ликвидационной комиссии;
  • платежный документ, а также платежный ордер;
  • сопроводительное письмо;
  • доверенность – если представление всех документов осуществляется третьим лицом.

После того, как все обозначенные выше действия выполнены, ликвидационная комиссия в обязательном порядке должна составить следующие документы:

  • специальное заявление о государственной регистрации по причине прекращения существования юридического лица – составляется по форме №Р16001;
  • составляется специальный ликвидационный баланс;

  • оформляется квитанция об оплате государственной пошлины (она составляет 800 рублей).

Ранее также необходимо было в комплекте со всеми документами представлять в налоговую службу справку об отсутствии задолженности перед Пенсионным фондом РФ.

На сегодняшний день осуществлять подобную процедуру уже нет необходимости. Так как налоговые органы самостоятельно могут проверить удаленно, через средства коммуникационной связи факт наличия долга.

В случае его присутствия во внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц будет отказано.

В то же время существуют способы ликвидации юридических лиц при наличии задолженности – это банкротство.

Но подобного рода разновидность ликвидации имеет некоторые существенные особенности, в связи с которыми проведение процедуры является не выгодным. Использовать банкротство как способ прекращения деятельности стоит только в крайнем случае.

После истечения 6 рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов можно будет получить в налоговых органах следующие бумаги:

  • лист записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

  • уведомление о снятии с государственного учета юридического лица в налоговой службе.

Если же по какой-то причине налоговая не желает вносить соответствующие данные в ЕГРЮЛ, то оформляется письменный отказ. В нем указывается причина подобного действия.

Как составить приказ, образец

Сегодня одним из обязательных документов, формируемых при осуществлении ликвидации предприятия, является специальный приказ. На законодательном уровне он не утвержден. Но при этом необходимо включать в данный документ некоторые обязательные блоки.

Ими являются следующие:

  • основная причина проведения ликвидационной процедуры;
  • дата завершения рассматриваемого типа процедуры;
  • устанавливается перечень лиц, которые будут входить в ликвидационную комиссию (указываются подробные реквизиты – Ф.И.О.);
  • устанавливается полный перечень задач, которые должны быть соответствующим образом решены председателем;
  • указываются основные реквизиты данного документа.

Важно помнить, что если предприятие имеет какие-либо подразделения или же филиалы, потребуется осуществлять все действия в соответствии со ст.№84 ГК РФ.

В первую очередь понадобится составить приказ о прекращении деятельности каждого обособленного подразделения предприятия.

При отсутствии должного опыта составления подобной документации стоит ознакомиться с верно сформированным образцом. Так можно будет избежать проблем с контролирующими органами.

В случае наличия нескольких различных филиалов, подразделений, которые зарегистрированы соответствующим образом в налоговых органах, для каждого необходимо будет составить отдельный приказ.

Аналогичным образом обстоят дела со всеми остальными документами. Важно не допустить ошибок при формировании приказов на увольнение сотрудников. Это может стать причиной возникновения большого количества проблем.

Образец приказа.

Сдача документов в архив при ликвидации предприятия

Важно помнить, что при реализации процедуры ликвидации все документы по личному составу, а также бумаги, срок хранения которых ещё не истек, должны быть размещены в специальном архиве. Данный момент установлен на законодательном уровне п.10 ст.№23 Федерального закона №125-ФЗ 22.10.04 г. «Об архивном деле».

Прежде, чем сдать документы в архив, необходимо будет осуществить их подготовку. Она включает в себя следующие действия:

  • оценка ценности, практической необходимости конкретного документа;
  • оформление дел;
  • все документы постоянного и долговременного хранения описываются соответствующим образом.

В архив должны быть сданы следующие документы:

  • подпись руководителя;
  • свидетельство о ликвидации;
  • протокол собрания;
  • все приказы, касающиеся приема и увольнения работников;
  • контракты и трудовые соглашения;
  • личные карточки сотрудников по форме №Т-2;
  • личные дела работников;
  • лицевые счета работников;
  • невостребованные личные документы;
  • акты о несчастных случаев;
  • всевозможные штатные расписания.

Помимо обозначенных выше необходимо будет приложить к перечню:

  • опись дел по личному составу;
  • историческую справку в 1 экземпляре.

Как сделать запись в трудовой книжке

Увольнение при ликвидации осуществляется в соответствии с законодательными нормами. В трудовой книжке отображается, что процедура данная производится по инициативе работодателя.

Запись выглядит следующим образом: «Уволен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Последствия ликвидации

Ликвидация – процедура юридически важная. Она имеет ряд определенных последствий. К наиболее существенным можно отнести следующие:

  • при ликвидации переход прав и обязанностей к другим лицам не осуществляется;
  • в случае недостаточного количества средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется распределение пропорционально очередности;
  • при передачи имущества участника ликвидации в пределах суммы его вклада налогом на добавочную стоимость не облагается.

Процесс ликвидации достаточно прост, не имеет каких-либо сложностей – если осуществляется в рамках действующего законодательства. Но при этом необходимо помнить о множестве различных нюансах. Все они отражаются в действующее законодательстве.

Видео: Ликвидация ИП шаг за шагом