В сфере малого бизнеса одной из наиболее популярных форм хозяйствования признается ООО. Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью регламентируется ФЗ №129 от 8.08.2001.

Правила

Порядок регистрации ООО предусматривает определенные правила:

  • через пять дней после подачи документов на регистрацию общества в налоговой инспекции нужно получить ОГРН ООО, ИНН организации, зарегистрированную копию Устава в двух экземплярах, выписку из государственного реестра;
  • сразу после регистрации следует подать заявление о переводе на УСН, если планируется деятельность на «упрощенке»;
  • нужно получить письмо о госрегистрации из Госкомстата. Для этого следует обратиться в соответствующий орган и предъявить документы, полученные в налоговой;
  • открыть расчетный счет в банковском учреждении. Список нужных документов уточняет банк;
  • известить ФНС, ФСС, ПФР об открытии расчетного счета;
  • регистрация во внебюджетных фондах осуществляется автоматически, но проверить ее наличие лишним не будет. Кроме того нужно получить из фондов сведения о правилах документооборота, графиках платежей и т.д.;
  • после окончательной регистрации ООО внести в положенный срок (один год) оставшийся уставной капитал, если он полностью не внесен.

Пошаговая инструкция

Регистрация ООО осуществляется в несколько этапов. Каждый из них является неотъемлемой частью регистрационной процедуры.

Этап первый

На данном этапе предполагается выполнение нескольких последовательных действий:

  • выбрать название ООО. Разрешено наличие у организации до шести названий, включая полные и сокращенные. Допускается использовать названия на иностранных языках. Но при этом обязательным требованием является наличие одного полного наименования на русском языке;
  • определить юридический адрес организации. Таковым может стать домашний адрес учредителя либо адрес главного офиса ООО. Нужно учитывать, что в будущем именно этот адрес будет указываться на всех документах организации;
  • определить количество учредителей, размер уставного капитала и распределение его долей. Минимально возможным количеством учредителей является один участник, максимальное количество ограничено пятидесятью учредителями. Устав следует разрабатывать с учетом дальнейших перспектив и индивидуальных особенностей деятельности. Готовый Устав нужно распечатать в трех экземплярах, прошить и пронумеровать;

Определяя размер уставного капитала, следует распределить его между участниками в виде долей, зависимых от степени участия.

  • выбрать основные виды деятельности посредством подбора нужных кодов ОКВЭД. Хотя впоследствии можно дорегистрировать коды, но во избежание лишних хлопот нужно сразу при регистрации указать максимальное количество кодов, касающихся планируемой деятельность;
  • назначить единственного генерального директора ООО. Назначение происходит при помощи соответствующего приказа;
  • определить наиболее приемлемую систему налогообложения (ОСНО, ЕНВД, УСН);
  • провести общее собрание учредителей и составить Протокол собрания. Количество необходимых оригиналов Протокола равно количеству участников плюс один экземпляр для регистрации.

Этап второй

Следующим этапом становится подача документов на регистрацию. Подает документы непосредственно заявитель. Причем сделать это можно как при личном обращении, так и с помощью почтовой пересылки. Но отправка документов почтой может излишне затянуть процесс регистрации.

После сдачи необходимых документов заявитель получит расписку от регистрирующего органа. В ней указывается опись принятой документации и дата получения свидетельства о регистрации организации.

Исходя из практики, подготовка свидетельства осуществляется в срок от одной недели до десяти дней. В назначенный срок нужно прийти в ФНС и получить регистрационное свидетельство, а также все нужные документы (уведомления из ФСС и ПФР, коды статистики).

Относительно подачи документов на регистрацию ООО стоит заметить, что заявителем выступает в данном случае генеральный директор либо его доверенное лицо.

В то же время закон не воспрещает воспользоваться платными услугами специализированных фирм-посредников.

Этап третий

После получения свидетельства о госрегистрации ООО нужно изготовить печать организации. Заказать такую можно в любой фирме, занимающейся подобной деятельностью.

Согласно закону печать должна быть круглой. На ней должны присутствовать полное название организации и ее юридический адрес. По обыкновению срок изготовления составляет не более трех дней.

Этап четвертый

Сразу после получения печати можно приступить к открытию расчетного банковского счета. При этом понадобится предъявить следующие документы:

  • решение о создании ООО;
  • список учредителей;
  • нотариально заверенную копию Устава;
  • приказ о назначении гендиректора и главного бухгалтера.

После подачи нужных документов банк выдаст:

  • анкеты;
  • договор;
  • заявление;
  • карточки с образцами подписей и печати.

Полученные бумаги нужно заполнить. Карточки понадобится заверить нотариально, причем печать и роспись должны быть проставлены в присутствии нотариуса. Подготовленный пакет документов подается в банк. В течение трех дней расчетный счет ООО будет открыт.

Этап пятый

После получения свидетельства о регистрации и открытия расчетного счета регистрация ООО фактически считается завершенной.

Но для окончательного завершения процедуры необходимо внести на расчетный счет уставной капитал в размере не меньше половины от сформированного уставного капитала. При этом общий объем уставного капитала не может быть менее десяти тысяч рублей.

Остаток капитала можно внести в течение года после регистрации. При этом допускается внесение суммы ценными бумагами или имуществом. Расходоваться уставной капитал может по усмотрению участников ООО. Однако к концу календарного года он должен быть восстановлен в полном объеме.

Какие нужны документы

Для осуществления регистрации ООО в налоговую инспекцию понадобится предоставить следующие документы:

  • Устав ООО. Подавать нужно два экземпляра документа в прошитом и пронумерованном виде, с наличием подписей всех учредителей общества. Дополнительно можно сразу утвердить Устав, оплатив дополнительную пошлину и приложив к пакету документов соответствующую квитанцию;
  • протокол общего собрания учредителей либо Решение единственного участника;

  • документ, подтверждающий действительность юридического адреса. В качестве такового могут послужить гарантийное письмо от собственника помещения по данному адресу, договор аренды либо документы, подтверждающие право собственности. Нужно учесть, что порой в регистрации может быть отказано именно из-за юридического адреса, а точнее при повторном его использовании для регистрации юрлица. Один адрес должен принадлежать только одному юридическому лицу;

  • договор о создании общества, если имеет место наличие нескольких участников.

Кроме основной документации ООО нужно включить в пакет документов:

  • заявление по учрежденной форме Р11001. Бланк должен быть заполнен вручную или при помощи компьютера, смешивать разные стили заполнения нельзя. Недопустимо наличие в заявлении исправлений или недостоверных данных. Подписывается заявление гендиректором организации, подпись нотариально заверяется;
  • документ, удостоверяющий наличие уставного капитала. В качестве оного предъявляется выписка с банковского счета либо свидетельство о праве собственности на имущество, передаваемое в уставной капитал;
  • квитанцию об уплате установленной госпошлины. Ее размер равен четырем тысячам рублей. Оплатить можно через любой банк. В ФНС подается оригинал, но заявителю крайне желательно сохранить у себя копию документа.

Кроме того можно оплатить пошлину при помощи онлайн-сервиса на официальном сайте налоговой службы. В этом случае нужно распечатать электронную квитанцию.

Важным моментом является то, что уплачивается госпошлина только от имени гендиректора ООО и в квитанции указываются именно его паспортные данные.

Если общество регистрируется на физическое лицо, то дополнительно к пакету документов нужно приложить копию паспорта заявителя.

К сведению! Заполняя заявление, нужно тщательно проверять правильность вносимых данных. Неправильно заполненные документы могут стать причиной отказа в регистрации ООО.

В этом случае вернуть уже уплаченную пошлину не получится. Придется снова оплачивать госпошлину при повторной подаче документов.

Порядок регистрации филиала ООО

При расширении ООО часто возникает необходимость регистрации филиалов общества. При этом порядок регистрации в зависимости от варианта расширения может несколько отличаться:

  1. Филиал как представительство, то есть являет собой структурно выделенную часть общества. Например, осуществляет представительские функции – заключает договора, занимается сбытом продукции и прочее. Такое представительство находится вне органов управления ООО. По сути, такой филиал является самостоятельным юридическим лицом. То есть и регистрация его происходит в обособленном порядке, как отдельного юрлица.
  2. Филиал как структурное подразделение ООО. Исполняемые им функции при этом аналогичны деятельности ООО в полной мере либо частично. Такой вид филиала всецело подконтролен основной организации. Зарегистрировать подразделение гораздо проще, чем открывать представительство и регистрировать новое юридическое лицо.

По закону порядок регистрации филиала ООО мало чем отличается от обычной регистрации организации, разве что процесс более прост и требует меньших временных затрат.

При государственной регистрации филиала ООО понадобится предоставить в ФНС следующие документы:

  • паспорт директора филиала (оригинал + копия);
  • ИНН директора филиала (оригинал + копия);
  • копию выписки о внесении юрлица в ЕГРПОУ;
  • копию Устава;
  • банковскую справку о наличии расчетного счета ООО;
  • сведения о наименовании филиала, сфере его деятельности, юридическом адресе, контактных данных и т.д.

В целом процедура регистрации филиала ООО выглядит следующим образом:

  1. Принимается решение учредителей ООО о создании и регистрации отдельного подразделения. Подтверждением становится Протокол общего собрания либо Приказ единственного учредителя об открытии филиала ООО.
  2. В регистрирующие органы по месту нахождения юрлица подается заявление по форме №5.
  3. Государственному регистратору представляются все необходимые документы. Причем если документы подаются уполномоченным представителем ООО, то необходимо приложение паспорта и доверенности на представление юридических интересов.
  4. Оплачиваются положенные государственные сборы. Далее остается ожидать решения регистрирующего органа.
  5. Если пакет документов подан правильно, все данные прошли проверку и подтвердились, регистрация завершается.

После окончания регистрации у заявителя должны иметься следующие документы:

  • Положение о филиале;
  • Приказ о назначении директора филиала ООО;
  • справка о внесении сведений о филиале в ЕГРПОУ;
  • печать.

Онлайн

Начать регистрацию ООО в настоящее время можно не выходя из дома, посредством использования Интернета. Для этого можно воспользоваться специальным сервисом на официальном сайте ФНС либо помощью онлайн-посредников.

Кроме того можно использовать специальные программы, позволяющие сформировать и отправит пакет документов на регистрацию ООО.

Для осуществления регистрации организации  на сайте ФНС понадобится:

  • зайти на сайт ФНС и перейти в соответствующий раздел;
  • заполнить форму заявления на регистрацию;
  • прикрепить отсканированные копии нужных документов;
  • оплатить госпошлину;
  • отправить документы на регистрацию.

В течение нескольких минут на указанный адрес электронной почты придет уведомление о принятии документов к рассмотрению.

Затем в продолжение трех дней должно прийти электронное письмо от ФНС о готовности зарегистрировать ООО, если заявитель лично явится в течение пяти дней. При отказе в регистрации будет аргументирована причина.

При личном посещении налоговой понадобится предъявить документы, которые были поданы онлайн. После сверки на соответствие будут подготовлены все необходимые документы, которые можно забрать в этот же день.

При подаче документов на регистрацию ООО онлайн нужно соблюдать некоторые важные правила:

  • подачу документов может осуществлять один из учредителей либо нотариус;
  • заявитель должен иметь электронную цифровую подпись;
  • документы должны быть отсканированы с бумажных носителей;
  • каждый лист документа нужно заверить ЭЦП.

При онлайн регистрации ООО подаются такие документы:

  • заявление Р11001;
  • Устав общества;
  • Протокол общего собрания об открытии ООО либо Решение одного участника;
  • учредительный договор при наличии нескольких участников;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие юридический адрес;
  • приказы о назначении гендиректора и главбуха.

Помимо приложения документов, нужно выбрать коды деятельности организации, указанные в Уставе общества. Также предварительно понадобится открытие временного счета для внесения уставного капитала.

Зарегистрировать ООО самостоятельно не так сложно, как может показаться. Достаточно соблюдать все правила регистрационной процедуры. А при использовании онлайн сервиса регистрационный процесс упрощается в разы.

Видео: Пакет документов для регистрации ООО