Хозяйственная деятельность любого юридического лица может быть прекращена принудительно. Данная норма закреплена в Конституции РФ,  статье 61 Гражданского кодекса, ряде Федеральных законов.

В актах утвержден регламент осуществления процедуры принудительной ликвидации занимающихся коммерческой деятельностью юрлиц.

Ведение дел о принудительной ликвидации находится под ведомством арбитражного суда сообразно положениям статей 22 Гражданско процессуального кодекса РФ и 27 Арбитражно-процессуального кодекса.

Что это такое

Под понятием «ликвидация юридического лица в лице хозяйствующего субъекта» подразумевается прекращения финансовой и хозяйственной деятельности без передачи прав третьим лицам. На ее осуществление не распространяется принцип универсального правопреемства.

Чтобы начать процедуру ликвидации необходимо иметь основание, которое аргументируется весьма значимыми действительными фактами. Например, неспособность удовлетворить требования кредиторов в продолжение трех месяцев подряд.

По большей части юрлица закрываются в результате:

  • признания предпринимательской деятельности нерентабельной, приносящей убытки;
  • потери заинтересованности учредителей в ведении дальнейшей предпринимательской деятельности;
  • закончился срок действия разрешительных документов;
  • невозможности достижения намеченных учредителями целей.

В отдельных случаях учредители либо руководство юрлица старается путем ликвидации во избежание негативных последствий скрыть нарушения относительно финансовых недочетов, удовлетворения требований кредиторов.

Соответственно указаниям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» процесс ликвидации подразделяется на добровольную ликвидацию и принудительную.

В первом случае она производится на основании решения учредителей юрлица, если возникла угроза его банкротства. Как правило, принудительная ликвидация предприятия банкрота осуществляется по решению судебного органа.

По постановлению арбитражного суда любой хозяйствующий субъект может быть реорганизован. Он имеет право предоставить некоторое время для того, чтобы предприятие разыскало и применило способ, позволяющий ему выйти из состояния банкротства с погашением долгов.

Арбитражный суд, таким образом, оказывает помощь предприятию. Но как показывает практика, зачастую происходит ликвидация юридического лица с последующей продаже имущества, чтобы компенсировать его задолженности.

Необходимые документы

Исковое заявление государственного или местного управленческого органа является основным документом. Арбитражный суд на его основании сообразно статье 61 ГК РФ заводит дело о принудительной ликвидации.

Иск подается по местоположению юрлица, в отношении которого предполагается применить административную ответственность за допущенные правонарушения. Данная норма закреплена в статье 203 АПК РФ.

К нему прилагаются:

  • документы, обосновывающие требования заявителя сообразно статей 131-132 ГК;
  • квитанция об уплате госпошлины;

Если юрлицо допускает в своей деятельности грубые нарушения нормативов налогового, трудового либо гражданского права, то заявитель может обратиться в суд общей юрисдикции с иском.

Налоговая служба может подать исковое заявление в арбитражный суд, если юрлицо на протяжении некоторого времени нарушает график сдачи отчетности, его порядок.

При этом она инициирует дело об упразднении субъекта в принудительном порядке с учетом подсудности. Исковое заявление подается в арбитражный суд по его местоположению.

Кто проводит

Положениями статьи 55 Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» были введены ограничения. Обеспечение защиты экономических взаимоотношений правами, установлены и охраняются Конституцией РФ, актами по правам.

Несоблюдение юрлицом их требований может привести к вмешательству судебного органа, который должен вынести окончательный вердикт.

По большей части он вводит конкурсное производство, позволяющее после осуществления установленных законодателем мер ликвидировать юрлицо.

Оно вводится арбитражным судом на основании поданного искового заявления заинтересованными лицами, как юридическими, так и физическими.

Любое действие или бездействие субъекта может быть расценено в виде грубого нарушения норм действующих законодательных актов.

Указанный выше закон отметил, что конкурсное производство является одним из этапов процедуры банкротства.

При его применении требования и претензии, выставленные кредиторами относительно уплаты задолженностей, обеспечиваются по максимуму.

Конкурсный управляющий, на которого возлагаются определенные обязанности, разрешает все возникающие вопросы.

В постановлениях пленума ВС и ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется значимость решения, вынесенного арбитражным судом. Оно было опубликовано 1 июля 1996 года за номером 6/8.

Решением судебного органа о ликвидации на его учредителей или на уполномоченные его учредительными документами органы возлагается обязанность по осуществлению процедуры упразднения субъекта.

Но, если оно в установленный срок не произведено, то судебный орган может назначить ликвидатора. Он выполняет поручения арбитражного суда об осуществлении ликвидации, вследствие чего выводит субъект из реестра юрлиц.

Разрешение вопроса относительно определения ликвидатора арбитражный суд производит, руководствуясь положениями закона о банкротстве сообразно предписаниям статьи 6 ГК РФ.

Порядок

Упразднение коммерческого юридического лица может быть расценено как  принудительное, если оно осуществляется в ходе судебного разбирательства с вынесением арбитражным судом своего вердикта. Процедура регламентируется положениями статьи 7 Федерального закона, рассматривающего вопросы банкротства.

Принудительная ликвидация юрлица, то есть прекращение его хозяйственной деятельности входит в число мер по профилактике правонарушений, которые предусмотрены действующими нормативами законодательных актов.

Ликвидируемое юридическое лицо сообразно предписаниям Федерального закона «О несостоятельности (банкротство) обязано официально известить заинтересованные лица о предстоящем процессе ликвидации.

Данная норма позволяет всем кредиторам своевременно предъявить свои требования к ликвидируемому юридическому лицу.

Как правило, ликвидация юридического лица осуществляется в заявительной форме. Заинтересованные лица вне зависимости от организационно-правового положения подают исковое заявление в орган арбитражного суда.

Ликвидация представлена в виде юридического процесса, порядок проведения которого утвержден положениями законодательных актов.

Ликвидационная комиссия осуществляет проверку подлинности, достоверности предъявленных требований. Она составляет промежуточный ликвидационный баланс на основании оригинальных документов, которые подтверждают их.

Погашение кредиторской задолженности осуществляется сообразно очередности, которая установлена нормативами законодательных актов. Все собственные лицевые счета закрываются после передачи собственнику активов учреждения.

Санкция по принудительной ликвидации аудиторской фирмы

Основная задача процедуры санации в качестве финансового оздоровления аудиторской фирмы заключается в восстановлении ее хозяйственной деятельности.

Она производится путем применения новых организационных и управленческих мероприятий, позволяющим погасить задолженности перед кредиторами.

Отличительной особенностью указанной процедуры является:

  • фирма продолжает свою хозяйственную деятельность под управлением руководства, которое осталось в прежнем составе под контролем учредителей. Но она лишается возможности заключать сделки, связанные с отчуждением своего имущества;
  • арбитражный суд при вынесении решения о проведении санации утверждает представленный конкурсным управляющим план. Соответственно его положениям погашаются задолженности фирмы, влияющие на продолжительность процедуры санации.

Если в течение двух лет подряд требования кредиторов аудиторской фирме не удается удовлетворить, то собрание кредиторов может обратиться в судебный орган с просьбой о применении процедуры конкурсного производства.

Всякая санкция отвечает критерию баланса частных и публичных интересов, поэтому своевременно пресекаются любые правонарушения, не ограничивая свободу экономической деятельности юридического лица.

Кредитная организация

Дело о прекращении коммерческой деятельности кредитных учреждений рассматривается в территориальном отделение ЦБ, который принимает решение о вероятности их реорганизации. Оно направляет документы в НБР для внесения записи о ликвидации кредитного учреждения.

Она осуществляется на основании решения общего собрания учредителей кредитного учреждения сообразно статьям 61-64 ГК РФ. Если банк фактически оказался неплатежеспособным, то к нему применяется процедура принудительной ликвидации.

В сложившейся ситуации арбитражный суд принимает решение о введении процедуры, после чего выносит решение о создании ликвидационной комиссии, утверждает его состав.

Центральный банк направляет документы о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации кредитного учреждения.

Если существует вероятность его реорганизации, то он предпринимает определенные меры в этом направлении.

Запись о прекращении деятельности кредитного учреждения вносится в ЕГРЮЛ в продолжение 45 дней на основе решения ЦБ и представленных им документов.

Об исключении из реестра ЦБ сообщений направляется на следующий день после внесения записи. Данная мера подтверждает о ликвидации кредитного учреждения.

Общественная организация

Определение общественной организации установлено в Федеральном законе «Об общественных организациях», который регламентирует все вопросы, связанные с такого рода формирований.

Оно создается в добровольном порядке, по принципу самоуправления и производит некоммерческую деятельность. Основные цели организации заключены в ее уставе.

Государственные органы осуществляют контроль над их деятельностью, учитывая специфичность и узкость направления их деятельности. Они проверяют соответствие цели, поставленной в уставе и пути их реализации.

Общественная организация обязана строго следовать нормативам законодательных актов, предоставлять своевременно отчетность по статистическим и бухгалтерским сведениям. Например, о получении пожертвований от спонсоров.

В противном случае государственные органы, осуществляющие над их деятельностью надзор вправе подать исковое заявление об ее принудительной ликвидации.

Оно подается в установленном законодателем порядке. Отдельные организации в качестве фондов могут быть ликвидированы исключительно в судебном порядке.

Арбитражный суд выносит свой вердикт относительно формирования ликвидационной комиссии, которая займется процедурой принудительной ликвидации ОО. Она должна быть исключена из ЕГРЮЛ, после чего признается ликвидированной.

И в заключение необходимо заметить, что знание основ права института принудительной ликвидации юрлица помогает вовремя выявить и устранить финансовые проблемы хозяйствующих субъектов.

Проблемы препятствуют им реализовывать свои права соответственно предписаниям Конституции РФ, чтобы удовлетворить законные интересы.

Видео: Диалог с юристом: Ликвидация юридического лица