Сегодня для ведения коммерческой деятельности физическому лицу не обязательно регистрироваться как юридическое.

Возможно организовать ИП, но при этом также потребуется делать отчисления во всевозможные страховые фонды. Необходимо будет зарегистрироваться в ФСС – фонде социального страхования.

Для чего это нужно

На территории РФ действует несколько государственных внебюджетных фондов. Они выполняют различные фонды. Одним из таких фондов, регистрацию в котором необходимо в обязательном порядке выполнять, является ФСС – Фонд социального страхования.

В него должны делать отчисления все работодатели за своих работников. Величина соответствующих отчислений напрямую зависит от организационно-правовой формы, а также статуса работника.

Основное назначение рассматриваемого типа учреждения – выплата пособия простым работникам при возникновении различного рода нестандартных ситуаций.

Сегодня ФСС решает следующие задачи:

  • при необходимости осуществляется выплата пособий на реабилитацию, лечение и оздоровление организма;
  • принимает непосредственное участие в разработке и реализации различных программ по охране здоровья населения;
  • реализуются различного рода меры по обеспечению финансовой устойчивости;
  • выполняется работа по подготовке и переподготовке специалистов;
  • осуществляется сотрудничество с различными другими государственными внебюджетными фондами.

Ранее, до принятия закона по поводу создания ФСС, работодатель обязан был при возникновении различных проблем со здоровьем у работника за свой счет обеспечивать его лечение.

На сегодняшний же день именно за счет выплат ФСС осуществляется начисление больничных и различного рода иных платежей.

Фонд социального страхования выплачивает пособия в следующих случаях:

  • в случае возникновения временной нетрудоспособности;
  • если имеет место беременность, требуется осуществлять уход за ребенком;
  • необходима реабилитация после тяжелой болезни или же профилактика;
  • финансирование внешкольного обеспечения детей.

Таким образом, за счет регистрации ИП в качестве работодателя в ФСС предприниматель снимает с себя достаточно существенную финансовую нагрузку, возникающую в результате необходимости обеспечения работника во время болезни.

Важно помнить, что выполнение подобного рода регистрации строго обязательно. В обратном случае возможно наложение штрафа и даже запрет на ведение определенного рода деятельности.

Порядок

На данный момент сам порядок осуществления регистрации индивидуального предпринимателя в Фонде социального страхования установлен на государственном уровне.

Но при этом состоит он всего из двух этапов:

  • сбор необходимых в конкретном случае документов;
  • подача всех их в ФСС по месту регистрации конкретного индивидуального предпринимателя.

Перечень документов может отличаться в зависимости от различных факторов. Это количество работников, организационно-правовая форма.

При этом существенно различается перечень документов для ИП и юридических лиц. Стоит заранее изучить перечень всего необходимого – во избежание возникновения различного рода задержек.

Вторым этапом является подача документов. Сделать это можно следующим образом:

  • обратиться лично в отделение ФСС региона;
  • отправить все документы по почте, заказным письмом;
  • отправить документы при помощи средств электронного документооборота;
  • передать документы в ФСС через своего представителя.

Важно помнить, что для электронной регистрации должны быть выполнены особые условия. В первую очередь это касается факта наличия специальной электронной подписи.

Если же все документы предоставляет представитель, то ему понадобится в обязательном порядке приложить к ним специальную доверенность. В противном случае приняты документы не будут. Доверенность должна быть нотариально удостоверена.

Список документов для регистрации ИП в ФСС

Данный перечень включает в себя следующие бумаги:

  • заявление установленного в законодательства образца;
  • паспорт индивидуального предпринимателя – обязательно должна присутствовать фотография и прописка;
  • свидетельство о регистрации физического лица как ИП (ОГРН);

  • свидетельство о постановке на учет (ИНН – индивидуальный налоговый номер);

  • выписка из ЕГРИП;

  • документы, подтверждающие наличие работников:
     трудовые книжки  для сотрудников, нанятых на постоянной основе
     трудовые договора  если имеет место работа по совместительству
  • доверенность нотариально удостоверена – если имеет место регистрация доверенным лицом.

Важно помнить, что представленные копии документов должны быть заверены у нотариуса. В противном случае приняты они не будут.

Также возможно представить оригиналы документов – в таком случае копии могут быть сняты прямо в отделении ФСС. Они заверяются сотрудником Фонда социального страхования.

К то же время ксерокопии различных трудовых книжек, а также договоров должны заверяться работодателем самостоятельно. Возможно осуществлять это без участия самого нотариуса.

Стоит заранее ознакомиться со всеми нюансами формирования обязательного пакета документов. Так возможно будет избежать множества сложностей.

В случае обнаружения сотрудниками ФСС каких-либо несоответствий или же не состыковок документы попросту не будут приняты. Что приведет к необходимости собрать документы заново. Это занимает некоторое время.

Срок

Важным моментом, учитывать который необходимо в обязательном порядке, является срок постановки на учет в Фонде социального страхования.

Наиболее существенными моментами являются следующие:

  • регистрация данным образом должна быть в обязательном порядке осуществлена не позднее, чем по истечение 10 дней с момента заключения первого трудового договора с наемным работником;
  • в случае, если страховые взносы не начисляются в течение 1 года правовые отношения между индивидуальным предпринимателем и ФСС считаются прекратившимися;
  • сам процесс регистрации обычно занимает не более, чем 10 дней – с момента приема работником ФСС всех необходимых в таком случае документов;
  • в случае нарушения срока регистрации как страхователя в ФСС на срок более 90 дней (3 месяца) – будет наложен штраф величиной 10 тыс. рублей;
  • если будет нарушен срок регистрации в ФСС при наличии заключенного с работником трудового соглашения – на должностных лиц налагаются штрафы величиной в 1 тыс. рублей.

При этом важно помнить, что обособленные подразделения, имеющие раздельный баланс, также должны осуществлять регистрацию в соответствии с установленными в законодательстве правилами. Касается это также и сроков подачи всех необходимых документов в Фонд социального страхования.

Как составить заявление, образец

При отсутствии опыта подачи соответствующих документов в ФСС, составлении заявления необходимо будет внимательно ознакомиться с образцом документа.

Так можно будет избежать допущения ошибок. Их наличие, представление ложной или же неточной информации может послужить причиной для отказа в регистрации.

Сегодня заявление на осуществление регистрации включает в себя следующее:

  • в правой верхней части проставляется ссылка на нормативно-правовой документ, регулирующий формат составления документа;
  • указывается дата составления в формате число/месяц/год;
  • обозначается полное наименование территориального органа Фонда социального страхования;
  • обозначается наименование самого документа;
  • проставляются сведения о заявителе:
    • фамилия;
    • имя;
    • отчество;
  • указывается адрес расположения:
    • почтовый индекс;
    • наименование субъекта Российской Федерации;
    • город, населенный пункт;
    • улица, дом;
    • квартира;
  • телефона, адрес электронной посты, а также иные контактные данные;
  • документ, который удостоверяет личность, все его реквизиты:
    • серия и номер;
    • когда и кем выдан;
    • дата и место рождения физического лица – индивидуального предпринимателя;
  • полные сведения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя:
    • наименование органа, осуществившего регистрацию;
    • регистрационный номер полностью;
    • дата государственной регистрации;
  • сведения и выданных на ведение определенной деятельности лицензиях:
    • наименование документа;
    • обозначение органа, который выдал конкретную лицензию;
    • номер документа;
    • дата выдачи документа – число, месяц и год;
    • дата окончания действия конкретного документа;
  • дата и номер заключения конкретного договора;
  • продолжительность действия конкретного договора;
  • основной вид деятельности индивидуального предпринимателя;
    • код по ОКВЭД;
  • адрес, по которому осуществляется конкретная деятельность;
    • субъект РФ;
    • почтовый индекс;
    • город/населенный пункт;
    • улица, номер дома и квартира;
    • следует указать телефон – обязательно требуется прописать код;
  • код по ОКПД;
  • указываются данные о постановке на налоговый учет:
    • полное наименование и адрес органа, осуществившего постановку на учет;
    • идентификационный номер налогоплательщица;
  • если имеется счет в кредитной организации – необходимо будет его указать:
    • полное наименование самого банка;
    • БИК;
  • прописывается дата, когда имеет место получение средств на оплату труда;
  • проставляется подпись заявителя.

Образец заполнения подобного рода документа возможно будет найти в интернете, на официальном сайте ФСС.

Если же доступ к сети отсутствует, можно просто обратиться в ближайшее отделение. Сотрудники Фонда социального страхования обязаны будут предоставить пустой бланк заявления для его заполнения.

Образец заявления.

Как снять с учета

Если ИП прекратил свою деятельность или же все работники по какой-то причине уволены, предпринимателю необходимо будет подать соответствующее заявление о снятии с учета.

Оно включает в себя следующие основные разделы:

  • проставляется число, месяц, год составления документа;
  • наименование предприятия;
  • фамилия, имя и отчество ИП;
  • адрес места расположений (полный);
  • проставляется регистрационный номер страхователя;
  • проставляется подпись заявителя.

Образец заявления о снятии с учета.

Процедура регистрации и снятия с учета имеет большое количество различных особенностей. Именно поэтому стоит заблаговременно со всеми ними ознакомиться – в первую очередь с перечнем требуемых документов. Так можно будет избежать излишних потерь времени при регистрации.

Видео: Самостоятельная регистрация ИП: пошаговая инструкция