Регистрация ЗАО проводится в порядке, предусмотренным действующим законодательством. Для успешного проведения процедуры в налоговую инспекцию подается необходимый перечень документации, в том числе заявление на госрегистрацию. Рассмотрим более подробно всю процедуру.

Условия

Организационно-правовая форма ЗАО была введена в 1996 году. Общество может быть открыто одним или несколькими лицами. У ЗАО есть уставной капитал, который разделен на акции с определенной номинальной стоимостью.

Участники общества имеют риск потерпеть убыток в связи с деятельностью ЗАО, но только в рамках тех акций, которые им принадлежат.

Акции в ЗАО распределяются среди участников. Покупка акций не предлагается для неопределенного круга лиц.

ЗАО учреждают для получения дохода и извлечения прибыли. Организация может заниматься любым видом деятельности, прямо не запрещенным законом. Высшим управленческим органом является собрание акционеров.

Условия для регистрации ЗАО:

  • количество акционеров не должно превышать 50 человек;
  • сумма уставного капитала должна соответствовать номинальной цене акций, которые были куплены акционерами;
  • размер уставного капитала не должен быть меньше 100 МРОТ.

Регистрация ЗАО не может быть осуществлена в установленном порядке, если:

  • учредителем ЗАО является единственный участник;
  • учредителем ЗАО выступает физическое лицо, на которое наложен запрет ведения предпринимательской деятельности по вступившему в силу судебному решению;
  • при выборе определенных видов деятельности в состав организации включаются иностранные инвесторы в качестве участников ЗАО.

Участником ЗАО не может быть:

  • государственный служащий;
  • сотрудник государственных и муниципальных органов;
  • военнослужащий.

Порядок и условия для регистрации регламентируются 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

При регистрации и ведении деятельности участники ЗАО должны руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  • 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”;
  • 208-ФЗ “Об акционерных обществах”;
  • статьи 96-104 ГК РФ.

Пошаговая инструкция

До начала процедуры государственной регистрации ЗАО следует провести общее собрание участников, на котором решить ряд вопросов, связанных с организацией процедуры и ведением деятельности.

Кроме того, нужно выбрать ответственных за сбор, подготовку и подачу документации в регистрирующий орган. Но обо всем по порядку.

Этап 1. Определяется состав учредителей, размер уставного капитала и распределяются доли между участниками

Лица, решившие зарегистрировать ЗАО, собирают общее собрание участников, на котором решают основные вопросы, связанные с уставным капиталом, акциями, регистрацией и ведением деятельности.

Решая вопросы, связанные с определением состава учредителей и распределением долей, следует руководствоваться условиями, перечисленными в начале статьи.

При несоблюдении одного или нескольких пунктов ЗАО могут ликвидировать в установленном порядке по основаниям, предусмотренным ст.61 ГК РФ.

Этап 2. Выбирается название для компании

Учредители ЗАО должны с наибольшим вниманием отнестись к выбору названия, ведь от этого будет зависеть дальнейший успех функционирования организации.

Яркое и броское название поспособствует продвижению, позволит выделиться среди конкурентов и повысить плановые финансово-экономические показатели.

При выборе названия необходимо руководствоваться следующими условиями:

  1. В названии не должно содержаться явного или скрытого призыва к террористической, экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной розни и др.
  2. В названии не должно быть ненормативной лексики и оскорбительных для отдельных слоев населения формулировок.
  3. На использование в названии слов “Российская Федерация” необходимо получение специального разрешения. Его можно получить, например, если доля участия государства в уставном капитале ЗАО составляет порядка 70% или более. Нельзя использовать наименования международных организаций без соответствующего на то разрешения.
  4. Название ЗАО можно перевести на иностранный язык. При этом иностранное название должно фигурировать в учредительных документах организации и на печати.

Этап 3. Заключение договора аренды на помещение или получение гарантийного письма от собственника

Далее учредители должны заключить договор аренды на занимаемое помещение или получить гарантийное письмо. Необходимо также выбрать адрес, по которому будет зарегистрирована организация.

Юридический адрес обычно выбирают, исходя из местоположения основного исполнительного органа предприятия.

Однако если такого органа нет или регистрация по этому адресу нежелательна по каким-либо иным причинам, юрадрес можно зарегистрировать по месту жительства одного из учредителей.

Таким образом, необязательно регистрировать юридический адрес по местонахождению помещения, где осуществляется основная деятельность компании.

Если все же регистрация осуществляется на адрес, где арендуется помещение, или адрес был куплен, следует проверить его на массовость. Услугу проверки предоставляет ФНС посредством онлайн-сервис.

Этап 4. Заключение учредительного договора, составление устава организации

Для законодательного подтверждения взаимоотношений между участниками общества учредителями и акционерами составляется учредительный договор.

В нем регламентируются основные права и обязанности каждого участника, состав акций и распределение долей. 208-ФЗ “Об акционерных обществах” гласит, что учредительный договор действует до завершения срока полной уплаты акций, которые распределяются среди учредителей.

Таким образом, в договор могут быть включены все основные положения, регламентирующие правоотношения участников ЗАО.

Однако после регистрации и оплаты акций учредительный договор утрачивает юридическую силу. Основным учредительным документом при этом становится устав общества.

Устав принимают и подписывают на общем собрании акционеров, при этом подписи должны быть нотариально заверены.

Этап 5. Подача документов на государственную регистрацию ЗАО в налоговый орган

При подготовке определенного законодательством пакета документации следует внимательно отнестись к заполнению заявления и проверке комплектности документов. При соблюдении всех требований регистрацию ЗАО можно провести в максимально кратчайшие сроки.

Документация подается в налоговую инспекцию, находящуюся по местоположению исполнительного органа ЗАО или по месту регистрации одного из учредителей. Перечень необходимых документов мы рассмотрим чуть ниже.

Этап 6. Получение готовых документов в ИФНС и статуса юридического лица

После процедуры проверки предоставленных сведений и документов налоговая инспекция в течение 3 рабочих дней выдает заявителю готовую документацию, подтверждающую прохождение процедуры:

  • свидетельство о госрегистрации юридического лица;

  • экземпляр учредительного документа с пометкой ИФНС;
  • лист записи ЕГРЮЛ.

 

Этап 7. Завершающие процедуры – открытие счета в банке, изготовление печатей, получение кодов статистики, уведомление внебюджетных фондов

В самом конце процедуры учредителям необходимо открыть расчетный счет в банковской структуре, получить печати и уведомить внебюджетные фонды о регистрации ЗАО. Понадобятся также коды из Росстата.

Какие нужны документы

Перечень документов, подаваемых в налоговый орган при регистрации ЗАО, определяется 129-ФЗ.

Итак, для регистрации потребуются:

  • заявление по форме Р11001 (требуется нотариальное заверение подписи заявителя, если документация подается не лично, а посредством интернета или через представителя по доверенности);
  • протокол общего собрания акционеров ЗАО с нотариально заверенными подписями;
  • учредительные документы, в.т.ч. учредительный договор и устав общества (подаются каждый в двух экземплярах);
  • подтверждение об уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей. Сформировать квитанцию можно при помощи интернет-сервис ФНС;
  • документация об аренде занимаемого помещения или гарантийное письмо от собственника.

Всю документацию могут передать как лично уполномоченные лица ЗАО, так и через интернет при помощи онлайн-сервис. Бумаги могут быть направлены также по почте заказным письмом с описью вложения.

Для передачи документации иными лицами, кроме наделенных таковыми правами в обществе, требуется наличие нотариально заверенной доверенности на совершение юридически значимых действий.

Как составить заявление, образец

Процедура государственной регистрации ЗАО в налоговой инспекции предусматривает подачу заявления по установленной форме Р11001.

Заявление состоит из двух начальных страниц, обязательных к заполнению, и листов от А до Н. Рассмотрим, как правильно заполнить его.

Этап 1. Страница 1 и 2

На первых двух страницах указываем полное и сокращенное наименование ЗАО, адрес местонахождения исполнительного органа и сведения о размере уставного капитала.

Этап 2. Заполнение только необходимых листов от А до Н в зависимости от ситуации

Следующие листы заявления заполняются только по мере необходимости. Пустые листы прикладывать к готовому заявлению запрещено.

Максимально подробно процедура заполнения заявления и правила описаны в нашей другой статье “Заявление на регистрацию ООО”. На регистрацию ЗАО заявление заполняется по схожему принципу.

Регистрация акций ЗАО

На одном из последних этапов требуется регистрация акций, которые распределены между участниками.

Порядок регистрации и выпуска акций регламентируется Положением Центробанка о стандартах эмиссии ценных бумаг № 428-П.

Бумаги на регистрацию акций следует подготовить в течение месяца после создания ЗАО. Учредителям необходимо подготовить решение о выпуске и отчет об итогах.

Регистратор обязан узаконить выпуск акций и отчетов об их выпуске в течение 20 дней после подачи всего необходимого пакета документации.

Отказать в регистрации могут при наличии следующих условий:

  • документация не соответствует требованиям 39-ФЗ;
  • ЗАО нарушило требования действующего законодательства при выпуске и регистрации акций;
  • документы содержат заведомо ложную информацию.

Регистрацию ЗАО можно провести при удовлетворении обществом определенных условий, предусмотренных действующим законодательством.

Необходимо четко соблюдать пошаговую инструкцию, чтобы завершить процедуру в максимально сжатые сроки.

Перечень документов включает в себя заявление, которое нужно правильно заполнить и оформить. Выпуск акций должен быть узаконен в установленном порядке у уполномоченного на эти действия регистратора.

Видео: Регистрация юридических лиц: изменения 2016