Каждое физическое лицо, решившее открыть свое дело, должно пройти процедуру регистрации ИП в территориальном налоговом органе.

Необходимо решить ряд вопросов, связанных с системой налогообложения, названием ИП, сроками регистрации и др. Разберемся во всех возникающих нюансах более подробно.

Как выбрать систему налогообложения

Одним из самых важных вопросов при регистрации ИП является выбор системы налогообложения. При этом у каждой из них есть как свои преимущества, так и недостатки.

В целом выбор должен зависеть от того, какая будет осуществляться деятельность, сколько работников будет в штате, планируются ли постоянные расходы или нет. В любом случае, все зависит от конкретной ситуации.

Действующее законодательство предусматривает пять вариантов налогообложения для индивидуальных предпринимателей:

  • общая система налогообложения (ОСНО);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Если предприниматель самостоятельно не примет решение по поводу системы, к нему по умолчанию будет применяться общая система (ОСНО).

ОСНО – самый сложный вид налогообложения. ИП, который выберет данную систему, будет уплачивать НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц и другие обязательные платежи.

Поэтому большинство предпринимателей в своей деятельности используют упрощенную систему налогообложения.

При ней бизнесмен обязан сдавать минимум бухгалтерской и налоговой отчетности. При этом действуют два вида налоговых ставок:

 6%  при выборе типа УСН “доходы”
 15%  при выборе типа УСН “доходы минус расходы”

ЕНВД предусматривает уплату налога согласно базе полученного годового дохода. База корректируется при помощи специальных коэффициентов, которые устанавливаются на региональном уровне.

Патентная система налогообложения даже проще УСН. При ней бизнесмену необходимо всего лишь купить патент на желаемый срок, в течение которого будет осуществляться определенная деятельность. Цена патента складывается из суммы налога на доходы от предпринимательской деятельности.

Индивидуальные предприниматели, использующие системы налогообложения по ЕНВД, УСН или ПСН, обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц, а также перечень других обязательных сборов:

  • акцизы;
  • таможенные пошлины;
  • земельный и водный налог;
  • НДПИ.

ЕСХН могут применять предприниматели, деятельность которых связана с производством или переработкой сельхозпродукции. Ставка такая же, как и при УСН – 6%.

Однозначного ответа на вопрос, какую систему налогообложения выбрать, дать нельзя. Ведь существует ряд обстоятельств, при которых применение одной системы будет наиболее целесообразно, а другой – абсолютно невыгодно.

Для того, чтобы наиболее точно подобрать выгодную и удобную систему налогообложения, следует составить бизнес-план. В нем необходимо отразить предполагаемый уровень прибыли помесячно, поквартально и за целый год.

Если бизнесмен не будет до конца уверен в уровне своего заработка, не стоит выбирать системы налогообложения, предполагающие фиксированные платежи (ЕНВД и ПСН). В них абсолютно неважно, сколько было заработано за отчетный период – сумма налога от этого меняться не будет.

Если деятельность связана с сельским хозяйством, лучше всего выбрать ЕСХН. Это наиболее выгодный вариант, ведь он практически не отличается от УСН – самой популярной системы налогообложения у ИП.

Патентная – наименее “бюрократическая”. Купив патент, можно забыть о налогах и их уплате на весь срок его действия. Поэтому если на первом месте у предпринимателя стоит вопрос удобства – стоит выбрать ПСН.

Нет времени разбираться? Тогда стоит выбрать УСН. Просто, понятно и доступно – вот как можно охарактеризовать эту систему.

ОСНО следует выбирать только, если другие системы налогообложения недоступны для выбранного вида деятельности. Трудности и сложности, связанные со сбором и подготовкой отчетности, делают эту систему самой сложной и затратной из всех представленных.

Срок

Действующим законодательством установлен срок регистрации ИП налоговым органом – 3 рабочих дня. Исчисление начинается с даты приема полного пакета документов налоговым инспектором. Однако полный срок, в течение которого может проводиться процедура, определить достаточно трудно.

В основном, зависеть он будет от количества времени, необходимого на сбор и подготовку документации, от правильности заполнения заявления и от способа подачи документации.

Если все документы в порядке, заявление заполнено согласно всем требованиям, предоставлена квитанция об уплате государственной пошлины, регистрацию ИП можно завершить в максимально короткие сроки.

Документы на регистрацию можно подать как непосредственно в территориальном налоговом органе, так и удаленно при помощи информационных коммуникаций.

Подача документации в электронном виде – самый быстрый способ, ведь не тратится время на посещение учреждения и простой в очередях.

Таким образом, собрав полный пакет документов, правильно заполнив заявление и подав документацию в электронном виде можно получить готовое свидетельство о регистрации наиболее быстро.

Сколько стоит регистрация ИП

При регистрации ИП физическое лицо столкнется только с одним видом обязательных расходов – уплатой государственной пошлины. Ее размер фиксирован и составляет 800 рублей. Это единственная статья издержек, которая обязательно присутствует при любом методе регистрации ИП.

Все остальные расходы никак не регламентированы и могут варьироваться в зависимости от различных факторов. Сюда могут входить:

  • затраты на сбор и подготовку документации;
  • издержки на оплату услуг специализированной компании, занимающейся сопровождающими услугами по регистрации ИП;
  • транспортные расходы (проезд до места нахождения территориального налогового органа).

При решении самостоятельно осуществить процедуру, объем расходов будет значительно ниже, чем при использовании услуг специализированной фирмы.

Компании оказывают услуги по юридическому сопровождению процедуры. Цены варьируются от 1500 до 3000 рублей. Максимальный ценник устанавливается за оказание комплексной услуги, включающей подготовку документации и подачу в налоговый орган.

Если заявитель поручит подготовить документы фирме, а подаст их в ФНС самостоятельно, цена будет по минимальной границе.

Общая стоимость регистрации ИП будет складываться из суммы всех издержек, потраченных в процессе на это мероприятие.

Как можно назвать

Индивидуальный предприниматель, в отличие от юридического лица, имеет право не выбирать определенное название. Такой случай наиболее распространен.

Если бизнесмен не выбрал название для своего бизнеса, то ИП будет обозначаться по следующему принципу: обозначение “ИП” + фамилия и инициалы предпринимателя.

Данное название будет фигурировать во всех документах, связанных с деятельностью ИП. Пример: ИП Иванов А.А.

Однако бизнесмен имеет право зарегистрировать товарный знак, сделав свою фирму, товар или услугу более узнаваемой. Уникальное название позволит расширить сферу продаж, увеличить прибыль и индивидуализировать предпринимателя в определенной нише. Пример: кафе “Романтика”.

Без прописки

Чтобы ответить на вопрос, существует ли возможность зарегистрировать ИП без прописки, проведем анализ некоторых правил, установленных законодательством:

  • согласно закону, регистрация ИП проводится в налоговом органе по месту постоянной регистрации заявителя;
  • постоянная регистрация следует из соответствующей отметки в паспорте;
  • если отметки в паспорте нет, заявление в налоговую подается на основании документа, гласящего о временной регистрации;
  • если такой документ предъявлен, налоговая инспекция вправе провести регистрацию ИП по месту временного пребывания.

Таким образом, препятствий к регистрации ИП из-за отсутствия прописки нет.

Как правильно указывать ОКВЭД

При заполнении заявления на государственную регистрацию ИП по форме Р21001 следует правильно указать коды по ОКВЭД.

В Российской Федерации существует два вида ОКВЭД:

  • ОК 029-2001, принятый в 2001 году;
  • ОК 029-2007, принятый в 2007 году.

При этом пользоваться необходимо именно первым классификатором. Если указать коды деятельности по второму, налоговый орган откажет в регистрации ИП.

Необходимо открыть ОКВЭД и найти в нем вид деятельности, которая будет осуществляться. При этом существуют два значения:

  • числовой код;
  • словесное наименование.

Будьте предельно внимательны с цифрами. Любая ошибка может послужить отказом в регистрации со стороны налогового органа.

Коды видов деятельности заполняются на листе А в заявлении. При этом можно вписать код основного вида деятельности и несколько дополнительных.

Для каждого кода выделено шесть ячеек. При этом ячейки разделены на три части, каждая из которых отделена от другой точкой.

Структура выглядит так:

 УУ.  класс
 УУ.У  подкласс
 УУ.УУ.  группа
 УУ.УУ.У  подгруппа
 УУ.УУ.УУ.  вид


Таким образом, если код экономической деятельности содержит в себе все шесть знаков, его следует переписать полностью, каждый символ в отдельную ячейку.

Если код содержит любое количество знаков, меньше шести, следует заполнить необходимое количество ячеек, начиная от крайней левой. Оставшиеся ячейки необходимо оставить пустыми.

Пример. Вебмастер собирается зарегистрировать ИП. В классификаторе был подобран соответствующий деятельности код – 72.60. В пункте 1 листа А нужно заполнить первые четыре ячейки, последовательно записывая в каждую цифры — 7,2,6 и 0.

Помните, что указывать менее четырех символов нельзя. То есть запрещено помечать “72.6”. Правильно будет “72.60”.

Если у подкласса отсутствует группа, необходимо поставить ноль. По такому же принципу формируются недостающие символы и при других элементах иерархии.

Условия для аптечного пункта

Для открытия аптеки и регистрации ИП в соответствии с этой деятельностью необходимо выполнять ряд условий:

  1. Подбор необходимого помещения, которое будет удовлетворять санитарным нормам и нормам пожарной безопасности.
  2. Составление бизнес-плана.
  3. Площадь помещения для аптеки должна быть не менее 80 квадратных метров.
  4. Помимо торгового зала, помещение должно включать комнату для приема и хранения товара, комнату для персонала, руководителя и бухгалтера, гардеробное помещение, подсобку и архив.
  5. В комнате для хранения лекарств в обязательном порядке должны быть специальные устройства, контролирующие погодные условия (температуру, влажность и др.).
  6. Оборудование, используемое в работе, должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Министерстве здравоохранения.
  7. Предприниматель должен в обязательном порядке иметь диплом о высшем образовании по профилю провизора или фармацевта. Стаж работы по профильной специальности должен составлять не менее 3 лет.
  8. ИП должен получить разрешение в СЭС, пожарной службе и получить лицензию.
  9. Открытие аптеки предусматривает приобретение всего необходимого оборудования для хранения и продажи лекарственных препаратов за счет средств индивидуального предпринимателя.
  10. Сотрудники аптеки должны иметь соответствующее медицинское образование и иметь действующие медицинские книжки с допуском.

При регистрации ИП необходимо выбрать систему налогообложения, исходя из принципов целесообразности применения в конкретно взятой ситуации.

Срок регистрации может быть различным, однако на практике проведение всей процедуры редко занимает более двух недель.

Предприниматель может выбрать уникальное название для своего бизнеса, которое позволит выразить индивидуальность и повысить узнаваемость товара. При заполнении заявления необходимо правильно указать код деятельности по ОКВЭД, чтобы избежать возможного отказа в регистрации.

Видео: Регистрация ИП через интернет