В процессе финансово-экономической деятельности у хозяйствующего субъекта могут образовываться различные виды задолженностей перед контрагентами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В основном деление производится на кредиторскую и дебиторскую задолженности. Последняя, в свою очередь, подразделяется на подвиды, об основных особенностях которых мы поговорим далее.

Что это такое

Дебиторская задолженность – это совокупность финансовых средств, которые задолжали одному предприятию другие юридические лица или граждане.

В процессе участвуют, как правило, две стороны:

 дебитор  лицо, которое обязано уплатить долг
 кредитор  лицо, обязанное принять исполнение от должника, если таковое было совершено в надлежащих объеме и сроках

Дебиторская задолженность – это часть имущества предприятия, временно выведенная из оборота. Практически ни одно юридическое лицо в РФ не существует без долгов от других лиц.

Дебиторская задолженность образуется в результате заключения договорных отношений между контрагентами, причем не всегда таковые бывают в письменной форме.

Как бы странно это не звучало, но дебиторская задолженность в какой-то незначительной мере выгодна для обеих сторон процесса:

 для дебитора  это возможность пользоваться дополнительными оборотными средствами
 для кредитора  это расширение сети рынка сбыта товаров, предоставления услуг и работ

Какие бывают виды

Дебиторскую задолженность обычно делят на две большие разновидности:

  • нормальная;
  • просроченная.

Пример нормальной задолженности:

  1. Были отгружены товары, оказаны услуги или произведены работы для покупателя/потребителя услуг, право собственности перешло к последнему, однако время внесения оплаты за оказанные работы/услуги еще не наступило.
  2. Поставщик получил аванс за осуществление доставки товаров, исполнение работ или оказание услуг.

Просроченные долги – это задолженность за работы, услуги и товары, которые не были оплачены в предусмотренный соглашением сторон срок.

Просроченная, в свою очередь, классифицируется на:

  • сомнительную;
  • безнадежную.

Понятие сомнительных долгов регламентируется ч. 1 ст. 266 НК РФ. Согласно положениям данной статьи, сомнительная задолженность – это любые долги, которые возникли в связи с совершенными поставками, оказанными услугами или реализованными товарами, при этом контрагент не внес оплату в определенные соглашением сторон сроки и не обеспечил погашение одним из средств обеспечения – поручительством, банковской гарантией, залогом.

Сомнительная задолженность подлежит переводу в безнадежную по следующим основаниям:

  • прошел срок исковой давности – в общем случае, 3 года;
  • обязательство должника было прекращено вследствие невозможности его исполнения;
  • фирма-дебитор была ликвидирована;
  • государственный или муниципальный орган издал постановление о признании долга в качестве безнадежного.

По срокам

Отражение вида дебиторки важно для финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия.

Поэтому долги контрагентов разделяют еще и по предполагаемым срокам погашения:

  • краткосрочная;
  • долгосрочная.

Нередко компании, перед которыми другие лица имеют непогашенные долги, предоставляют отсрочки по платежам. И в зависимости от того, на какие сроки даются такие отсрочки, принято делить дебиторскую задолженность еще и по срокам погашения.

Под краткосрочной дебиторкой понимают обязательства контрагентов, погашение которых предполагается в течение 1 года после отчетной даты.

Долгосрочные долги – это обязательства, платежи по которым ожидаются больше чем через 1 год после отчетной даты.

Краткосрочная дебиторка преобладает над долгосрочной, если рассматривать ее как долю от общей суммы задолженности.

Для стимулирования контрагентов к своевременному внесению оплаты, компании зачастую прибегают к различным скидкам (дисконтам), к примеру:

  • 10-процентная скидка за товар при внесении предоплаты;
  • прогрессивная схема (к примеру, при оплате в первые 15 дней предоставляется 5-процентная скидка, с 16-го по 30-й день скидка не дается вовсе, а по истечении 1 месяца начисляется даже штраф в размере, указанным в договоре сторон).

Формы дебиторской задолженности

Помимо деления по срокам, задолженность контрагентов классифицируют по разновидности последних.

Так, долги могут образовываться от следующих контрагентов:

  • заказчики и покупатели;
  • бюджет и внебюджетные фонды;
  • лица, которым финансы выданы под отчет;
  • работники, которые получили ссуды от предприятия;
  • работники, которые имеют непогашенные долги за причиненный материальный ущерб;
  • банки и другие финансовые структуры, задолжавшие по выплате процентов по депозитным счетам.

В зависимости от типа контрагентов, дебиторка делится еще и на следующие формы:

  • коммерческая;
  • административно-хозяйственная.

Полную схему видов дебиторки в зависимости от контрагентов можно посмотреть на рисунке чуть ниже.

Коммерческая задолженность связана непосредственно с основной деятельностью кредитора. Ее составляющие:

  • предоплаты и авансы поставщикам;
  • отсрочки внесения оплаты по отгруженной продукции;
  • переплаты по коммерческим закупкам.

Под некоммерческой (или административно-хозяйственной) дебиторкой понимают задолженность, которая непосредственно связана с финансовыми расходами на обеспечение работы фирмы.

Вышеперечисленные формы дебиторки, в свою очередь, подразделяются на два типа, в зависимости от причин возникновения:

  • документарная;
  • денежная.

Первый тип характерен тем, что расходы не закрываются первичной бухгалтерской документацией. Последствием является искажение отчетности – как бухгалтерской, так и налоговой, а также излишняя уплата налогов в бюджет.

Денежная дебиторка появляется в результате неполучения денежных средств от контрагентов и является формой временного отвлечения оборотных средств. Последствия – упущенная выгода, неликвидность актива, полученного в дальнейшем от контрагента.

Проблемы

Дебиторка – это не всегда положительное явление для экономики отдельно взятого предприятия. При оценке финансово-экономических результатов деятельности компании следует особое внимание уделять виду актива, к которому относится дебиторка.

Нередко встречается следующая ситуация. Отчет о прибыли и убытках компании гласит о высокой доходности, то есть об успехе фирмы на экономическом рынке.

В то же время, дебиторка обладает большим удельным весом в оборотных активах, а финансовые средства на счетах организации малочисленны или их нет вовсе.

Если финансовые средства не вкладываются в дальнейший рост производства, то это негативный фактор для предприятия в целом.

Это значит, что средства для погашения долгов перед другими контрагентами, а также для оплаты труда сотрудников, уплаты налогов и сборов, попросту отсутствуют.

Представленные выше случаи встречаются из-за стечения различных обстоятельств. К ним относятся как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние факторы:

  • состояние экономики государства в целом;
  • уровень инфляции;
  • котировки основных мировых валют;
  • другие глобальные факторы экономики.

Внутренние факторы:

  • незнание, как правильно управлять задолженностью контрагентов;
  • заключение сделок на невыгодных для кредитора условиях;
  • отсутствие рычагов воздействия на должника;
  • неприменение современных методов стимулирования дебиторов к своевременному внесению платежа (рассрочка, дисконтирование и др.);
  • неграмотное ведение политики ценообразования в отдельно взятой фирме;
  • другие.

Классический пример отрицательного влияния внутреннего фактора – когда фирма предоставляет контрагентам длительные сроки для погашения долга.

Может возникнуть ситуация, когда компании срочно потребуются деньги, а дебиторы еще не перечислили оплату. Приходится обращаться в банк за кредитом, а это только увеличит расходы в будущих периодах.

Дебиторскую задолженность важно классифицировать на виды – в зависимости от контрагента, по срокам, по типу возникновения, по порядку погашения, по правилу отражения в учетной документации.

Необходимо знать правила взаимодействия с должниками – стимулировать их на внесение предоплаты или предоставлять скидки – тогда дебиторка не окажет отрицательного влияния на экономику предприятия в целом.

Видео: Виды задолженности