Под дебиторской задолженностью понимают сумму денежных средств, которую должны уплатить контрагенты одной организации, другому предприятию или учреждению.

Правоотношения подразумевают наличие двух сторон – кредитора (тот, кому должны) и дебитора (тот, кто должен).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Разумеется, когда наличествуют долги, нельзя пускать дело на “самотек”. Необходимо заниматься проблемными долгами, принимая меры к их взысканию, предусмотренные действующим законодательством.

Основания

По основному правилу, долги возникают на основании заключенного договора между сторонами.

К примеру, между контрагентами была заключена сделка по поставке товаров. Одна сторона исполнила свои обязательства – осуществила доставку в указанные соглашением сроки.

Вторая же, в свою очередь, не оплатила оказанные услуги. У первой стороны возникла дебиторская задолженность, с которой нужно что-то делать – списывать или же попытаться взыскать.

Тем не менее, основанием для возникновения долга не всегда является договор в качестве письменного документа. ГК РФ позволяет заключать сделки и в устной форме.

Однако при устной форме правоотношений необходимы веские подтверждения, что, к примеру, действительно услуга была оказана, но в должной мере не оплачена.

По общему правилу, начать взыскание дебиторской задолженности можно при возникновении просрочки.

То есть как только контрагент нарушил свои обязательства по уплате, противоположная сторона сделки может запускать процедуру по взысканию, не забывая провести досудебную (претензионную) работу.

Порядок взыскания дебиторской задолженности

Порядок взыскания можно условно поделить на два основных этапа:

  • проведение досудебной работы с дебитором;
  • обращение с исковым заявлением в суд.

Разумеется, наиважнейшим этапом является претензионная работа. Именно грамотно организованный процесс досудебного взаимодействия с должником, вполне возможно, побудит последнего погасить долг в кратчайшие сроки и не доводить дело до суда.

Если же досудебная процедура не дала должного эффекта, придется обращаться в суд. В какой же именно орган следует подавать заявление?

Заявление о взыскании дебиторской задолженности надо направлять в:

Стороны процедуры

Какой суд управомочен на рассмотрение дела

Юридические лица или ИП Арбитражный суд
Физическое лицо – кредитор и юридическое лицо или ИП — дебитор Суд общей юрисдикции

Судебный орган в заседании рассмотрит все существенные факты, имеющие прямое отношение к делу, и вынесет вердикт об удовлетворении требований кредитора или об отказе в удовлетворении требований.

Важно! Чтобы суд как можно яснее представлял себе “картину” дела, исковое заявление необходимо сопроводить комплектом подтверждающей документации о наличии дебиторской задолженности.

К таким документам можно отнести:

  • бухгалтерский баланс на последний отчетный период;

  • отчет о прибылях и убытках;

  • документ с расшифровкой дебиторской задолженности с указанием местонахождения должников, оснований для возникновения задолженности (договор поставки, подряда, товарная накладная и др.).

Отметим, что судебные разбирательства в арбитражных судах занимают достаточно времени – как правило, от 2-х до 7-ми месяцев. В отдельных случаях, процесс затягивается и на долгие годы.

Обычно такой длительности способствует дальнейший ход дела в суды высших инстанций, ведь должники, зачастую, не согласны с вынесенным вердиктом не в их пользу.

Наконец, процесс взыскания заканчивается постановлением судебного органа и дальнейшей передачи его в ФССП.

Именно судебные приставы и будут заниматься проблемным долгом, применяя для его взыскания меры, предусмотренные законом.

Совет! Нередко взыскать с дебитора попросту нечего, поэтому исполнительное производство закрывается в связи с невозможностью исполнения.

В таком случае, задолженность можно будет списать. Подробнее – в нашей статье “Списание дебиторской задолженности”.

Какие применяются способы

Существует два основных способа взыскания:

  • претензионная (досудебная) работа;
  • судебное разбирательство.

Досудебное взаимодействие с должником компания-кредитор может оказывать любыми, прямо не запрещенными законом, способами:

  • посредством телефонных переговоров;
  • путем личных встреч представителя компании-кредитора;
  • почтовой корреспонденцией.

Последний способ должен обязательно наличествовать, ведь для суда главным доказательством являются письменные подтверждения. Выигрыш дела более гарантирован, если суд сочтет, что досудебная работа действительно велась в должном порядке.

Также работа с дебитором может быть организована и путем телефонных переговоров с требованием погасить задолженность.

Не помешает фиксировать такие разговоры на диктофон или аудиопленку, чтобы предоставить в качестве доказательства в суде.

Личные встречи более эффективны, чем телефонные переговоры. Порой ведение переговоров очень эффективно помогает во взыскании проблемной задолженности, и большинство дел разрешается само собой, без лишних судебных разбирательств.

Ну а если на должника не действуют никакие методы, то остается лишь единственный путь – подавать исковое заявление в суд. Как правильно составить иск, рассмотрим далее.

Исковое заявление, образец

Правильно составленное исковое ходатайство в суд – практически 50-процентная гарантия успеха. На основе заявления и предоставленных доказательств судебный орган будет оценивать ситуацию и выносить решение – удовлетворить ли или нет заявленные требования.

В заявлении следует указать следующую информацию:

  • наименование суда, куда подается иск;
  • сведения о сторонах процесса (наименование компаний-контрагентов, юридические и фактические адреса, телефоны и другая контактная информация);
  • суть требований, выдвигаемых к ответчику;
  • цена иска;
  • обоснование иска и расчет;
  • информация о методах осуществленной досудебной работы, о результатах, которые она оказала/не оказала;
  • сведения о принятых обеспечительных мерах (если таковые имели место быть);
  • указание на приложения (документы, которые подтверждают правомерность заявленных исковых требований).

Заявление должно содержать ФИО управомоченных на защиту прав компании-кредитора лиц, а также их подписи. После подачи искового заявления остается лишь ждать вердикта.

Обратите внимание! Важно не пропустить сроки подачи иска, установленные в ГК РФ. В противном случае, задолженность придется списывать.

Сроки

Законодательство регламентирует наличие сроков, в течение которых требования к дебитору еще могут быть предъявлены в судебном порядке.

Такие сроки называются сроками исковой давности и делятся на следующие группы:

  • общий срок;
  • специальные сроки.

Общий срок давности – 3 года. При этом он применяется в том случае, если для конкретного вида правоотношений законом не установлен специальный срок.

В зависимости от разновидности сделки между контрагентами, может действовать не общий, а специальный срок, который как больше, так и меньше общего.

К примеру, для взыскания страховой компенсации срок составляет 2 года. Его отсчет осуществляется с даты отказа должника в выплате или частичном погашении.

Если правоотношения – между юрлицами, то предъявить требования касаемо нарушений условий гражданско-правового договора можно лишь в течение 1 года.

Такой краткий срок обусловлен повышенными требованиями к организациям в части документального оформления финансово-экономических операций.

Важно! Не следует путать понятия срока исковой давности для подачи искового заявления и срока давности для взыскания задолженности.

После того, как судебная инстанция вынесет положительный вердикт, взыскание на основании исполнительного документа возможно в течение 3 лет в любых случаях.

Нереальная

Зачастую долги не удается взыскать или таковые не могут быть взысканы в принципе. Но что же тогда происходит с такой задолженностью?

Законодательство допускает признание долгов, которые невозможно взыскать, как безнадежных (нереальных к взысканию).

Существует лишь 4 основания, при которых осуществляется такое признание:

  • истек общий или специальный срок исковой давности для подачи заявления в суд;
  • государственный орган издал акт о признании задолженности нереальной к взысканию;
  • исполнить долговое обязательство не представляется возможным в принципе (к примеру, по независящим от должника обстоятельствам);
  • организация-дебитор была ликвидирована или признана банкротом в установленном порядке.

После того, как соответствующее основание было выявлено, предприятие начинает процедуру по списанию безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

Сначала проводят инвентаризацию, на которой выясняют, сколько же на самом деле задолжали контрагенты. После этого составляется акт о списании, а также выносится приказ руководителя.

Обо всех нюансах списания нереальных к взысканию долгов – в нашей статье “Списание дебиторской задолженности”.

Регламент

Наличие дебиторской задолженности – это лишь вопрос времени. Рано или поздно любое юридическое лицо столкнется с ситуацией, когда не платят вовремя.

И чтобы процедура по взысканию долгов была наиболее эффективной, необходим специальный документ, регламентирующий основные правила по работе с контрагентами-неплательщиками.

Регламент по взысканию (документ также называют положение) составляется в свободной форме или по форме, утвержденной руководством организации.

Также положение может быть оформлено в качестве локального (внутреннего) акта. В разработке документа должны принять участие структурные подразделения предприятия и иные службы, так или иначе связанные с процессом взыскания “дебиторки”.

В число этих подразделений могут входить:

  • бухгалтерия;
  • юридические отделы;
  • отделы, связанные с приемом товара, сбытом или снабжением.

Чтобы работа по взысканию велась как можно более эффективно, в регламенте указываются не только пошаговые действия каждой из служб, но и правила их взаимодействия между собой.

Каждого работника службы необходимо ознакомить с регламентом, чтобы в дальнейшем, при возникновении необходимости в его применении, не возникли различные эксцессы.

Предприятие может самостоятельно разработать форму положения, а может воспользоваться нашим, уже готовым бланком.

 

Услуги

Не всегда компания-кредитор может самостоятельно решить проблемы, связанные с дебиторской задолженностью.

Неспособности способствуют и различные нюансы, разобраться в которых может только профессиональный юрист, и отсутствие соответствующих кадров в составе предприятия, да и просто желание доверить эту работу квалифицированным в данной области экспертам.

При взыскании проблемной задолженности без помощи грамотного юриста не обойтись. Специалист поможет не только найти нужные доказательства, ускорить их сбор и подготовку, но и организовать грамотную защиту интересов доверителя в различных судебных инстанциях.

Некоторые фирмы боятся обращаться к юристам за помощью, мотивируя свое нежелание необходимостью несения бремени дополнительных расходов за юридические услуги.

Однако такое мнение беспочвенно – все расходы на юридические услуги в случае выигрыша дела взыскиваются с дебитора.

Найти юридическую компанию, способную качественно оказать соответствующие услуги, можно в интернете. Перед обращением стоит почитать отзывы клиентов и посмотреть рейтинги – возможно, там будет полезная информация.

Каждая компания, осуществляющая финансово-экономическую деятельность, рано или поздно сталкивается с проблемой по взысканию долгов с других юридических или физических лиц.

Но взыскание не обернется дополнительными сложностями, если четко следовать общепринятой процедуре. При необходимости, юридические конторы могут оказать помощь в этом.

Видео: Диалог с юристом: Взыскание дебиторской задолженности

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.