Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) оказываются практически каждому многоквартирному или частному дому.

В зависимости от вида жилья, могут предоставляться не все коммунальные услуги. К примеру, может отсутствовать газ или горячее водоснабжение (особенно в отдаленных уголках страны).

Однако за те услуги, которые все-таки оказываются, нужно платить. И не просто платить, а делать это своевременно и в полном объеме.

Что это такое

Каждая ресурсоснабжающая компания, предоставляющая собственникам или нанимателям жилых помещений какую-либо коммунальную услугу, по прошествии расчетного периода выставляет платежные квитанции.

В таких документах, высылаемых ежемесячно, содержится основная информация:

  • наименование компании-поставщика услуг;
  • юридический адрес, контактные телефоны и банковские реквизиты;
  • ФИО плательщика, адрес его регистрации, площадь жилого помещения, количество зарегистрированных;
  • информация о текущих и просроченных начислениях;
  • правовые сведения.

Получая такой документ, плательщик видит, сколько он потребил ресурсов в текущем месяце, и сколько он должен за прошедшие периоды.

По общему правилу, внести оплату за предыдущий месяц необходимо до 10 числа следующего. Если не сделать это, допустив просрочку даже в 1 день, считается, что у потребителя возникла задолженность.

Задолженностью признается сумма средств, которую потребитель не внес в предусмотренные сроки.

Если вовремя не погасить долги, поставщик может принять меры – начиная от начисления неустойки и заканчивая обращением в суд, с последующим взысканием имущества должника.

Что делать

При малейших подозрениях касаемо наличия долга перед поставщиком ресурсов нужно как можно скорее узнать точную сумму.

Сделать это можно:

  • на сайте ресурсоснабжающей компании;
  • в офисе поставщика услуги;
  • через онлайн-банкинг крупнейших кредитных структур;
  • на Госуслугах;
  • в расчетно-кассовых центрах и на их официальных сайтах.

Самым надежным и наиболее точным способом является посещение офиса поставщика. Назвав адрес помещения и ФИО плательщика, можно истребовать информацию о текущих и просроченных начислениях.

Если в компании есть касса по приему платежей, узнав точную сумму долга, можно сразу же оплатить его.

Если задолженность возникла вследствие стечения сложных жизненных обстоятельств, и возможность своевременного погашения отсутствовала по объективным причинам, следует представить ходатайство о реструктуризации задолженности.

Совет! Реструктуризация позволит разделить долг на несколько равных частей, что позволит вносить небольшие суммы каждый месяц, планомерно погашая задолженность.

Обычно поставщики услуг идут навстречу клиентам и проявляют лояльность. Ведь обращение в суд невыгодно обеим сторонам – это и затратно, и длительно по времени.

Как проверить

С развитием интернет-технологий проверку задолженности можно произвести и онлайн. Однако и “старые” способы до сих пор не потеряли актуальности.

Посетить офис управляющей компании или поставщика можно в часы работы. Как правило, это будние дни с 8 до 17.

Помимо того, что должнику подскажут точную сумму задолженности, сотрудники фирмы проконсультируют по непонятным пунктам платежной квитанции.

Если в городе сбором платежей с населения занимаются специализированные расчетно-кассовые центры, можно обратиться в абонентский отдел для получения информации.

Хорошо, если у РКЦ есть свой сайт в интернете, где можно ввести идентификационные данные (ФИО плательщика, адрес и лицевой счет) и узнать сведения о текущих долгах.

Если плательщик привык пользоваться онлайн-банкингом, то крупные кредитные организации предоставят информацию о задолженности при оплате.

К примеру, в личном кабинете Сбербанк Онлайн можно оплатить услуги ЖКХ ровно на сумму задолженности. Перед подтверждением платежа по СМС можно изменить сумму к оплате на другую, если есть желание оплатить ЖКХ за будущие периоды.

Какие могут быть негативные последствия не уплаты

Основные последствия, которые наступают для неплательщика:

  • начисление неустойки в прогрессивном порядке (рост пени при увеличении сроков просрочки);
  • отключение от коммунальных услуг;
  • обращение компании в суд для последующего взыскания имущества должника;
  • меры морального воздействия и побуждения – звонки родственникам, знакомым, формирование “позорных” листов и др.

Итак, первой мерой, которая будет принята по отношению к должнику – начисление неустойки. Ее сумма увеличивается по мере того, как растет срок просрочки.

Неустойка начинает начисляться с 31-го дня после того, как наступил окончательный срок внесения платежа. По прошествии 3 месяцев размер неустойки увеличивается.

Таблица размеров пени:

Срок просрочки

Размер неустойки

С 1 по 3 месяцы Ключевая ставка Центробанка, разделенная на 300, за каждый день просрочки
С 3 месяца и далее Ключевая ставка Центробанка, разделенная на 130, за каждый день просрочки

Важно! Чем дольше не уплачивать долг, тем больше будет неустойка. Обязанность по ее уплате никуда не денется, и в случае судебного взыскания она также будет истребована.

Вторая мера – это отключение потребителя от коммунальной услуги. Если просрочка оплаты более 3 месяцев, поставщик вправе воспользоваться такой возможностью.

Порядок ограничения потребления:

  • неплательщик уведомляется письменно о проведении процедуры;
  • если долг не погашается в течение 3 дней, исполнитель осуществляет отключение.

Очевидно, что в отношении таких услуг, как централизованное отопление или холодное водоснабжение, отключение произвести невозможно. Поэтому компаниям ничего не остается, кроме как подавать заявление в суд.

Перед началом судебного взыскания с должником должна быть проведена соответствующая претензионно-разъяснительная работа.

И только в случае, если такие мероприятия не дали должного эффекта, следует удовлетворение иска судом и последующая реализация имущества должника с публичных торгов.

Уведомление банка о задолженности по ЖКХ

Многие поставщики ЖКУ сотрудничают с банками, предоставляя последним сведения о текущих и просроченных задолженностях абонентов. Таким образом, при проведении платежа, в банке уже будут необходимые сведения о сумме задолженности.

Срок давности

Срок давности по долгам за коммунальные услуги общий и составляет 3 года. При пропуске этого срока взыскать задолженность за предыдущие периоды уже нельзя.

Компания может взыскать только те долги вместе с начисленными штрафами и неустойками, которые накопились за 3 прошедших года до даты обращения в судебный орган.

Важно! Если плательщик вносит хотя бы один платеж – неважно, на какую сумму – срок начинает исчисляться заново.

В том случае, если квартира была получена по наследству, то лица, принявшие наследство, будут обязаны оплатить все долги, которые накопились за 3 года до момента вступления в наследство.

Решать вопросы о сроках исковой давности нужно до того, как суд удовлетворит требования ресурсоснабжающей компании. После передачи дела на исполнение судебным приставам изменить что-либо уже не представится возможным.

Совет! Если не заявить в суде о сроках исковой давности, суд будет не вправе выносить вопрос об их применении. Именно поэтому важно знать, за какой период поставщик может взыскать долги, а за какой – уже нет.

Заявление о списании

Многие думают, что, подав заявление по специальной форме в управляющую компанию или непосредственно поставщику, касаемо тех долгов, по которым истек срок давности, документ примут и спишут задолженность без каких-либо судебных разбирательств.

Однако это далеко не так. Заявление, конечно же, примут к сведению, но предпринимать каких-либо действий ресурсоснабжающая компания не вправе.

Вопрос о списании задолженности может решаться только судом на основании ходатайства ответчика.

Таким образом, плательщик сам решает, подавать ли такое заявление или нет. Документ можно составить в свободной форме, обязательно указав причины списания задолженности.

Впоследствии, если компания подаст в суд, заявление будет рассматриваться как дополнительное подтверждение.

Важно! Составить заявление нужно в двух экземплярах. При этом отметка о принятии должна быть на том экземпляре, который останется у плательщика.

Как погасить

Способов погашения задолженности по ЖКХ настолько же много, насколько и способов узнать о ее наличии. К слову, они и не слишком-то отличаются.

Наиболее быстрый и эффективный метод – посетить офис поставщика и оплатить наличными через кассу.

Такое возможно, если в организации есть касса по приему платежей. Если же такой возможности нет, то оплату можно произвести другими способами.

Если централизованным сбором платежей с населения занимается РКЦ, оплату можно произвести через сайт центра или же непосредственно в отделении. Достаточно назвать адрес жилого помещения и ФИО плательщика. В некоторых случаях доступны платежи онлайн при указании всего лишь номера лицевого счета.

Управляющие компании, наделенные правом формирования квитанций и сбора платежей, могут организовывать кассовые центры в своих отделениях.

При наличии интернет-ресурса у УК ситуация еще проще – можно зайти на сайт и в онлайн-режиме внести оплату.

Если есть компьютер, доступ в интернет, банковская карточка и пара минут свободного времени, можно зайти в личный кабинет онлайн-банка и оплатить услуги ЖКХ.

Такая крупная финансовая структура, как Сбербанк, несет полную ответственность за безопасность платежей. Кроме этого, в Сбербанк Онлайн можно распечатать чек об оплате, что будет являться дополнительной гарантией, если вдруг платеж “не дойдет”.

В последние годы заметно расширился рынок мобильных приложений. И поставщики коммунальных услуг заметили эту тенденцию и стали предоставлять возможность по оплате задолженности через приложения собственной разработки.

Стоит поинтересоваться у компании, поставляющей ресурсы – а нет ли у нее собственного приложения для комфортных и быстрых платежей?

Соглашение о погашении

Судебные тяжбы не выгодны никому. Компания понесет определенные издержки, риск невозврата которых крайне велик.

У должника может попросту отсутствовать имущество для взыскания. Компания не только потеряет сумму долга, но и те деньги, которые были потрачены в связи с подачей иска.

Поэтому мирная договоренность предпочтительна для обеих сторон. Для этого заключается особое соглашение о погашении.

Процедура выглядит следующим образом:

  • потребитель услуги наносит визит в управляющую или ресурсоснабжающую компанию и уточняет конкретную сумму задолженности;
  • производит платеж на какую-либо сумму, даже самую минимальную (внести деньги нужно как минимум за 3 дня до заключения соглашения);
  • с того момента, как на счет компании поступит первая оплата, у должника появляется возможность реструктуризировать задолженность;
  • если компания согласна пойти на определенные уступки, готовится бланк договоренности (образец);
  • документ составляется в двух экземплярах – один остается в компании, другой передается на руки должнику;
  • оба экземпляра имеют равную юридическую силу и могут использоваться сторонами для решения спорных вопросов в суде.

Все коммунальные компании, которые дорожат своей репутацией, идут на уступки клиентам.

Риск не получить всю сумму целиком, даже через суд, крайне велик. Если же проявить лояльность к абоненту, вполне возможно, что маленькие суммы платежей его не слишком “испугают”, и уже через некоторое время все долги будут полностью погашены.

Итак, каждый собственник или наниматель жилого помещения обязан знать, в какие сроки оплачивать коммунальный ресурс.

Если не производить оплату вовремя, ресурсоснабжающая организация может принять меры – начислить неустойку, ограничить потребление услуги, взыскать задолженность через суд.

Если просрочка все-таки возникла, рекомендуется мирно решать вопрос – путем заключения соглашения о реструктуризации задолженности.

Видео: К чему приводят долги по ЖКХ