При ликвидации ИП в территориальный налоговый орган подается перечень установленной налоговым законодательством документации. Среди необходимых документов требуется наличие заявления от предпринимателя по установленной форме Р26001.

Заполнять нужно с соблюдением определенных требований и условий, каждые из которых мы рассмотрим ниже более подробно.

Как подать

Подать заявление о ликвидации ИП по установленной форме можно несколькими способами. Предприниматель вправе сам решать, каким образом лучше и удобнее переслать необходимые документы в ФНС.

Всего существует четыре способа, как подать заявление в налоговую инспекцию:

  • нанести личный визит в территориальный налоговый орган с заполненным заявлением о ликвидации;
  • подать документы через доверенное лицо;
  • отправить ценным письмом по почте с описью вложения;
  • воспользоваться электронным сервисом подачи документов на сайте ФНС.

Рассмотрим более подробно преимущества и недостатки каждого способа:

 Личный визит  Самое главное преимущество – надежность. Сотрудник налоговой инспекции сразу проверит заявление и другие документы на предмет правильного и достоверного заполнения всех пунктов. В случае обнаружения ошибки или недочета в представленных данных, представитель ИФНС даст подробные инструкции по максимально быстрому исправлению ситуации. Вы сразу узнаете о том, приняты Ваши документы или нет. Если все в порядке, по истечении пяти дней Вы уже сможете получить на руки выписку из ЕГРИП, тем самым завершив процесс по ликвидации ИП.
 Через доверенное лицо  Подать документы можно не только, нанеся личный визит в налоговую, но и доверив третьему лицу проводить определенные юридические действия от Вашего имени. Таким образом, представитель по доверенности может сам подать документы в налоговый орган, освободив Вас от обязанности нанесения личного визита.
Отправить Почтой России  Учитывая достаточно длительные сроки получения почтовых отправлений адресатами, срок процесса закрытия ИП может достаточно затянуться. Пройдет некоторое количество времени, прежде чем сотрудники налоговой инспекции получат Ваше письмо. Более того, ошибка в заявлении может послужить отказом в ликвидации ИП. Придется еще раз подавать весь пакет документов, что прибавит времени к общему сроку закрытия ИП. Рекомендовано пользоваться способом лишь в крайних случаях.
 Воспользоваться электронным сервисом подачи документации  Федеральная налоговая служба обладает специальным электронным сервисом, предназначенным для удобного и быстрого формирования и отправки всех необходимых документов для ликвидации ИП. Для формирования документов в электронном виде следует пользоваться специальным программным обеспечением. Программа позволяет создать транспортный контейнер для отправки документов на сервер ФНС. После формирования следует проверить возможность использования сервиса электронной подачи документов на Вашем ПК и начать работу.


Как составить, образец

Получить бланк заявления по форме Р26001 можно двумя способами:

  • обратиться в территориальный налоговый орган и получить пустой бланк заявления;
  • зайти на официальный сайт ФНС и скачать электронную версию, а потом распечатать на принтере.

При заполнении нужно соблюдать ряд правил:

  • пользоваться только ручкой с черными чернилами;
  • все буквы должны быть заглавными;
  • каждый символ необходимо писать в отдельную ячейку;
  • при заполнении бланка в электронном виде используйте программное обеспечение MS WORD или MS EXCEL, также ставьте заглавные буквы, шрифт Courier New, размер шрифта 18 пт.

В заполнении заявления нет ничего сложного – нужно указать известные Вам данные о ликвидируемом ИП:

  • ОГРНИП;
  • ФИО, ИНН предпринимателя;
  • контактные данные, такие как номер мобильного телефона и адрес электронной почты.

Заполнять нужно первые два раздела, так как остальные предназначены для сотрудника инспекции и нотариуса.

В заявлении нужно также указать, каким способом Вы хотите получить готовую выписку из ЕГРИП от налоговой по окончании процедуры ликвидации:

  • выписку могут вручить Вам лично в территориальном налоговом органе;
  • передать Вашему доверенному лицу;
  • или же отправить по почте на указанный в заявлении адрес.

В зависимости от Вашего желания, проставьте цифру 1, 2 или 3 соответственно порядку, указанному выше.

Куда нужно подавать заявление на ликвидацию ИП

Заявление и сопутствующий пакет документов следует подавать в налоговый орган, который осуществлял регистрацию индивидуального предпринимателя.

Тут может возникнуть определенная путаница из-за того, что ставить на учет ИП могут в одном отделении ФНС, а регистрировать – в другом.

Поэтому для того, чтобы избежать каких-либо ошибок в этом процессе, следует зайти на официальный сайт Федеральной налоговой службы, в правом верхнем углу найти ссылку “Контакты и обращения”, далее кликнуть по “Управление ФНС по региону”.

Убедитесь, что вверху сайта у Вас выбран регион. Следует позвонить по указанному контактному номеру и назвать требуемые сотрудником инспекции данные.

Налоговый инспектор подскажет адрес того органа, который осуществлял регистрацию ИП. Именно туда и следует обращаться с полным пакетом документов.

Как написать решение

В отличие от юридических лиц, при ликвидации ИП не требуется составлять документально запротоколированного решения.

Действующее законодательство никак не регламентирует порядок вынесения решения, указание причин, сбор каких-либо собраний наемных работников ИП и.т.д.

Предпринимателю нужно лишь только подать заявление установленной формы, оплатить государственную пошлину, уведомить внебюджетные фонды и, по возможности, погасить всю имеющуюся задолженность до окончания ликвидации.

Однако если ИП имеет оформленных в соответствии с трудовым законодательством сотрудников, можно составить решение с указанием причин в свободной форме, которое понадобится в процессе дальнейшего увольнения персонала.

Нюансы увольнения сотрудников

Прекращение деятельности ИП связано с обязательным увольнением всех работников, числящихся в штате. Увольнение проходит по п.1 ст. 81 ТК РФ по инициативе работодателя.

Основанием для увольнения каждого работника служит приказ. Индивидуальный предприниматель должен сделать соответствующую запись в трудовой книжке каждого сотрудника.

Приказ об увольнении создается по унифицированной форме № Т-8. В нем необходимо сослаться на решение о ликвидации и указать реквизиты документа, уведомляющего работника об увольнении.

Приказ должен быть составлен до момента окончательной ликвидации ИП налоговым органом, остальные сроки, регламентирующие даты издания приказа, действующим законодательством не предусмотрены.

На индивидуального предпринимателя накладывается обязанность по хранению личных дел работников в течение 75 лет.

Индивидуальный предприниматель должен уведомить работников в письменном виде о грядущем увольнении.

Однако срок действующим законодательством не установлен, поэтому основным документом, регулирующим взаимоотношения между работником и индивидуальным предпринимателем, является трудовой договор.

Если в нем не содержится пунктов о минимальном сроке уведомления персонала об увольнении, ИП вправе не соблюдать двухмесячный срок, который установлен для работодателей, являющихся юридическими лицами.

После увольнения персонала, ИП должен выдать каждому работнику ряд документов:

  • справку о начисленных суммах выплат заработной платы, всех видов премий и вознаграждений за последние три года, включая текущий;
  • справку о среднем заработке за последние три месяца, необходимую центру занятости для начисления пособия по безработице.

Заявление на ликвидацию ИП оформляется очень просто – достаточно скачать пустой бланк на сайте ФНС, распечатать его и заполнить согласно правилам.

Подать необходимо вместе с другими необходимыми документами в налоговую инспекцию, регистрировавшую индивидуального предпринимателя.

Подать документацию можно, лично посетив налоговый орган или же воспользовавшись удобным онлайн-сервисом для регистрации заявки и подачи документов в электронном виде на сайте Федеральной налоговой службы.

Видео: Ликвидация ИП